Аттестация рабочих мест по условиям труда 2022. Как её провести, обязательно ли это. Какие штрафы за отказ?
-
BINARIUM
Лучший брокер по бинарным опционам! Огромный раздел по обучению! Идеально для новичков! Бесплатный демо-счет! Заберите бонус за регистрацию:
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Кем и когда проводится аттестация мест труда?
- Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2021 году, оформление документов в России
- Кто может не проходить аттестацию раб. места в Украине
- Для Республики Беларусь
- Проведение аттестации РМ по условиям труда
- Как правильно аттестовать раб. места?
- Обязательна аттестация или нет
- Периодичность аттестации рабочих мест, сроки
- АРМ на предприятии или фирме
- Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2021
Кем и когда проводится аттестация мест труда?
Приветствуем постоянных читателей и гостей сайта 50baksov.ru!
Для проведения комплексного анализа мест труда создается специальная комиссия.
Состав формируется из следующей категории специалистов:
- Специалист предприятия, занятый в области охраны труда.
- Представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства.
- Представители профсоюзной организации предприятия.
- Уполномоченное лицо аттестующей организации.
Привлечение представителя аттестующей компании является обязательной нормой.
Даже при выявлении опасных факторов и вредностей, которые можно зафиксировать самостоятельно, результаты не могут быть признаны законными.
Аттестующая компания проходит обязательную аккредитацию, что подтверждает владение методиками для выполнения процедуры в установленном порядке.
Периодичность проведения аттестации рабочих мест не изменялась и составляет 5 лет. Предыдущие компании датированы 2009 и 2014 годом. Следующая аттестация пройдет в этом — 2021 году.
Однако, при создании новых рабочих мест законом установлен срок в 60 рабочих дней со дня начала эксплуатации до момента специального анализа этого места.
В случае улучшений условий труда на рабочем месте наниматель может провести внеочередную компанию по оценке места труда.
Согласно с измененным порядком проведения аттестации, даже при наличии признанных результатов оценки рабочего места, при наличии вредных и опасных условий труда, потребуется повторная процедура.
Порядок проведения аттестации рабочих мест в 2021 году, оформление документов в России
Для проведения контрольных действий в рамках комплексной оценки рабочих мест потребуется осуществить некоторые организационные мероприятия:
- Создать комиссию для проведения аттестации.
В документе определяется состав руководящего совета. - График проведения мероприятия.
Сроки выполнения действий устанавливаются на основе отдельного документа за подписью руководителя. - Договор с организацией по проведению аттестации.
При заключении договора основное правило определяет независимость нанимателя и приглашаемой организации.
Всестороннее рассмотрение места труда предусматривает объективную оценку состояния условий работы.
Наниматель предоставляет всю первичную документацию, обеспечивает беспрепятственный доступ на каждый производственный участок.
Установленный порядок проведения аттестации предусматривает последовательные этапы проводимой процедуры:
- Определяются рабочие места, подлежащие комплексной оценке, в том числе, на основании Списка № 1 и Списка № 2.
- Выделяются действующие опасные или вредные факторы.
Проводится их количественная или качественная оценка, оценка соответствия установленным нормативам. - Проводится анализ вспомогательных факторов – обеспечение спецодеждой и средствами защиты работников.
- Составляется итоговый документ, который позволяет сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости определить виды компенсаций или льгот.
Результаты комплексной оценки по отдельным местам определяются на основании итогового документа, где учитываются:
- исходные документы для начала комплекса мероприятий;
- перечень рабочих мест для проведения исследований;
- объективная информация об аттестующей организации;
- карта комплексной оценки на каждое рабочее место;
- сводные документы по всем рабочим местам, включая таблицу по классам опасности, назначенным видам компенсаций;
- итоговый документ заседания аттестационной комиссии, с указанием замечаний и предложений по итогам законченной работы;
- утвержденный план мероприятий по улучшению условий труда для отдельных рабочих мест;
- заключение на основании государственной экспертизы проведенной комплексной оценки.
Результаты проведенной мероприятий обязательны для выполнения нанимателем любой формы собственности в установленные сроки.
Штрафы за отсутствие аттестации
Изменения в административном Кодексе предусматривают ответственность двух видов за несоблюдение установленного Закона по комплексной оценке условий работы.
Наказывается несвоевременное проведение плановой (или внеочередной) аттестации предусматривает штраф до 30 тысяч рублей, или приостановку деятельности компании на срок от 1 до 3 месяцев.
Кроме того, предусмотрено наказание за неправильно проведенную аттестацию, где должностное лицо будет наказано на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическое лицо – до 80-ти тысяч.
Предусмотрена ответственность за содержание рабочих мест в неудовлетворительном состоянии.
На должностное лицо налагается штраф от 20 до 30 минимальных заработков, а для юридического лица от 200 до 300 эквивалентных сумм.
В интересах нанимателя обеспечить выполнение установленных нормативных параметров по каждому вредному фактору, за исключением тех мест, которые внесены в упомянутые Списки № 1 и № 2.
При определении мероприятий по качественному изменению условий труда, их также внедряют для работы в полном объеме.
Ведь наказание за уклонение от реализации мероприятий может при повторной фиксации привести даже к приостановке деятельности на срок до 3 лет.
Кто может не проходить аттестацию раб. места в Украине
Случаев, когда проведения сложной процедуры комплексного анализа условий труда не требуется – немного. В основном это касается предприятий малого бизнеса.
В случае занятости в работе только одного лица, когда не составляется договор найма на работу. Соответственно, необходимость оценки рабочего места также отсутствует.
Однако при аренде офиса, где есть хотя бы одно рабочее место, аттестация понадобится.
При работе в компании удаленных работников, также анализировать их рабочее место нет необходимости. Здесь численность работников не играет роли.
Осматривать каждое рабочее место не потребуется.
Важно только учесть два ограничения:
- анализ осуществляется для 20 % от имеющихся таких мест труда;
- число мест для комплексной оценки не может быть менее двух.
Чтобы не допустить нарушения в определении объема работ, нужно подтвердить их количество в соответствии со штатным расписанием для предприятия.
Соблюдение установленной процедуры и сроков проведения комплексного анализа рабочих мест позволят установить законные виды компенсации и льгот для всех категорий работников, разработать мероприятия для улучшения условий труда.
Оплата административного наказания за несвоевременное выполнение комплекса мероприятий часто имеет больший размер, чем средства, необходимые на улучшение условий труда.
Сроки хранения документов по аттестации рабочих мест по условиям труда
Согласно приказу Министерства юстиции Украины от 12.04.2012 года № 578/ 5 , зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17 апреля 2012 за № 571/ 20884 , изменен срок хранения документов по аттестации рабочих мест по условиям труда , а именно :
- Списки работающих на производстве с вредными условиями труда ( 75 лет) ;
- Перечни должностей и профессий на работах с вредными и опасными условиями труда, имеют право на дополнительный отпуск и доплату за работу с вредными условиями труда ( до замены новыми );
- Табели , наряды работников , задействованных на работах с вредными условиями труда ( 75 лет) ;
- Документы (протоколы , справки, заключения ) о вредных условиях труда , травматизм, профессиональные заболевания ( 75 лет) ;
- Документы ( протоколы, решения , перечни стандартов и норм , перечни и планы рабочих мест , заключения, акты , карты условий труда и др. ) по вопросам аттестации рабочих мест на соответствие нормативно — правовым актам по охране труда ( 75 лет) .
В последнее время довольно часто руководители интересуются вопросами, связанными с охраной труда.
Несоблюдение предписаний законодательства грозит не только штрафами и ухудшением эффективности работы предприятия, но и уголовной ответственностью его руководства.
Попробуем разобраться с необходимостью проведения аттестации для персонала.
Согласно действующему законодательству, аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, определенном в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 г. № 442
«О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» и Методическими рекомендациями для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденными постановлением Минтруда от 01.09.92 г. № 41.
Аттестацию проводит аттестационная комиссия, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию или организации в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в пять лет, при условии, что в течение этого времени на предприятии не изменялись условия и характер труда.
В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать главных специалистов, работников отдела кадров, труда и заработной платы, охраны труда, органов здравоохранения предприятия, представителей общественных организаций и других.
Так, согласно Кодекса об административных правонарушениях, нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечет наложение штрафа на работников от двух до пяти необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ) и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан – субъектов предпринимательской деятельности – от пяти до 10 НМДГ.
Если непроведение аттестации привело к нарушению норм охраны труда, к предприятию может быть применена санкция в виде приостановления его работы до устранения нарушений.
Когда непроведение аттестации имело своим следствием причинение вреда здоровью работника, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности.
Аттестация рабочих мест является обязательной только при наличии вредных и опасных условий. Во всех остальных случаях это право работодателя!
Однако проводить аттестацию рекомендуется в любом случае, поскольку:
1) работодатель не обладает специальными знаниями для самостоятельного определения вредности и опасности условий труда;
2) непроведение аттестации рабочих мест может привести к штрафам, приостановлению работы предприятия до устранения нарушений в сфере охраны труда и уголовной ответственности.
Следовательно, именно аттестационная комиссия предприятия, осуществляющая организационное, методическое руководство и контроль за проведением работ на всех этапах аттестации, определяет перечень рабочих мест, которые подлежат аттестации.
В соответствии с пп. 5.2.4 приложения 4 «Перечень вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, при работе с которыми обязателен предварительный (периодические) медицинский осмотр работников»
Порядка проведения медицинских осмотров работников определенных категорий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения от 21.05.2007 г. № 246, пользователи персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) с видеотерминалом (ВДТ) должны проходить периодический медицинский осмотр один раз в год.
Подпунктом 6.2.3 этого приложения предусмотрено, что к категории работ, требующих проведения медицинских осмотров, относятся зрительно-напряженные работы, связанные с непрерывным слежением за экраном видеотерминалов (дисплеев) менее 4 ч. и более 4 ч. (за 8-часовую смену).
Периодичность осмотров установлена один раз в год.
Разъяснение заместителя Главного государственного санитарного врача Украины (письмо от 20.01.2006 г. № 05.01.01-18-58/21) о том, что ГСанПиН 3.3.2.007-1998 не распространяются на работающих с жидкостно-кристаллическими видеотерминалами, было сделано в 2006 г. до утверждения Порядка (2007 г.), поэтому они утратили силу.
Таким образом, работники, работающие с компьютерами, должны быть включены в список тех, кто подлежит медицинским осмотрам.
Обязательным является проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических (ежегодно в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников для лиц в возрасте до 21 года и для тех, кто занят на тяжелых, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе.
Медицинский осмотр водителей
12 марта 2013 года вступил в силу совместный приказ Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел от 31.01.2013 г. № 65/80, которым утверждено новое
Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств (далее – Положение № 65/80).
В документе прописано, что медицинский осмотр кандидатов в водители и водителей транспортных средств (далее – ТС) проводится с целью определения пригодности лица к безопасному управлению ТС.
В частности, установлено четыре вида осмотра:
– предварительный (для кандидатов в водители для получения прав);
– периодический (для всех водителей);
– ежесменный (для водителей-профессионалов до и после рейсов);
– внеочередной (для водителей-профессионалов при наличии информации об ухудшении состояния здоровья).
Согласно Положению № 65/80, периодическому медицинскому осмотру подлежат водители:
– в возрасте до 55 лет (включительно) – один раз в 10 лет;
– в возрасте от 56 до 75 лет (включительно) – один раз в три года;
– в возрасте от 76 лет и старше – один раз в год.
Водители, выполняющие работы по перевозке пассажиров и грузов, должны проходить периодический медицинский осмотр один раз в год.
Интересно, что из действующего приказа изъято положение об обучении медицинских работников, которые проводят ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
Для Республики Беларусь
Если по результатам аттестации, проведенной в 2008 году, не подтверждены условия труда (за исключением случаев изменения условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов,
изменением технологического процесса и средств коллективной защиты), дававшие ранее работнику право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда,
или произошло уменьшение этих компенсаций, то они предоставляются на прежних условиях до истечения срока действия результатов предыдущей аттестации.
3. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь,
областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, до 31 декабря 2008 г. обеспечить проведение аттестации в подчиненных организациях в соответствии с настоящим постановлением.
4. Министерству труда и социальной защиты и Министерству здравоохранения обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением.
5. Министерству труда и социальной защиты давать разъяснения по применению настоящего постановления.
6. Признать утратившими силу:
постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 409 «Об утверждении
Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., № 22, ст. 524);
постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 24 октября 1996 г. № 680 «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 30, ст. 792);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 1998 г. № 1911 «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 35, ст. 911);
пункт 24 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2002 г. № 288
«О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 32, 5/10103).
7. Настоящее постановление вступает в силу с 26 января 2008 г.
Премьер-министр Республики Беларусь С. СИДОРСКИЙ
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 22.02.2008 №253
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, и индивидуальными предпринимателями.
2. Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях комплексной оценки условий труда на конкретном рабочем месте для разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
3. Для организации и проведения аттестации наниматель издает приказ, в соответствии с которым:
утверждается состав аттестационной комиссии организации, определяются ее полномочия, назначаются председатель аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации;
при необходимости создаются аттестационные комиссии в структурных подразделениях;
устанавливаются сроки и график проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях).
4. В состав аттестационной комиссии рекомендуется включать работников служб охраны труда, кадровой, юридической, организации труда и заработной платы,
промышленно-санитарной лаборатории, руководителей структурных подразделений организации, медицинских работников, представителей профсоюза (профсоюзов).
5. Аттестационная комиссия:
5.1.осуществляет проведение аттестации, а также организационное, методическое руководство и контроль за ее ходом;
5.2.формирует в организации необходимую для проведения аттестации нормативную правовую базу и организует ее изучение;
5.3.определяет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
5.4.устанавливает соответствие наименования профессий рабочих и должностей служащих Общегосударственному классификатору Республики Беларусь
«Профессии рабочих и должности служащих» и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД).
При наличии имеющихся несоответствий подготавливает предложения о внесении изменений в штатное расписание, трудовые книжки работников и другие документы в порядке, установленном законодательством;
5.5. определяет исполнителей:
5.5.1.для измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды из числа собственных аккредитованных испытательных лабораторий или привлекает на договорной основе другие аккредитованные испытательные лаборатории;
5.5.2.для оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса из числа собственных специалистов или привлекает на договорной основе организации, имеющие в соответствии с законодательством право на осуществление деятельности, связанной с проведением аттестации;
5.6.проводит перед началом измерений уровней вредных и опасных факторов производственной среды обследование рабочих мест в целях проверки на соответствие производственного оборудования и технологических процессов требованиям охраны труда и принимает меры по устранению выявленных недостатков;
5.7.организует:
5.7.1.проведение фотографии рабочего времени и оформление карты фотографии рабочего времени по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты;
5.7.2.составление карты аттестации рабочего места по условиям труда по форме, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты (далее – карта);
5.7.3.ознакомление работников с результатами аттестации.
6. Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации производится в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты на основании гигиенической классификации условий труда, утверждаемой Министерством здравоохранения.
По результатам аттестации устанавливается класс (степень) вредности или опасности условий труда на рабочем месте.
7. В ходе проведения аттестации подлежат оценке все присутствующие на рабочем месте вредные и опасные факторы производственной среды, тяжесть и напряженность трудового процесса.
8. Измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации проводятся испытательными лабораториями, аккредитованными в соответствии с требованиями системы аккредитации Республики Беларусь.
9. Измерения уровней вредных и опасных факторов производственной среды проводятся в присутствии представителя аттестационной комиссии при ведении производственных процессов
в соответствии с технологической документацией при исправных, эффективно действующих средствах защиты и характерных производственных условиях.
10. Результаты измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды и результаты количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса для аттестации оформляются протоколами по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты.
11. Сведения о результатах оценки условий труда заносятся в карту и удостоверяются подписями членов аттестационной комиссии и ее председателя.
Допускается составление одной карты на группу аналогичных по характеру выполняемых работ и условиям труда рабочих мест.
К карте прилагаются:
карта фотографии рабочего времени, протоколы измерений и исследований уровней вредных и опасных факторов производственной среды для аттестации;
протоколы количественных измерений и расчетов показателей тяжести трудового процесса.
12. По итогам аттестации (по формам, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты) составляются:
12.1.перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств,
работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (далее – списки);
12.2.перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
12.3.перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены вредные и (или) опасные условия труда,
соответствующие требованиям списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
12.4.перечень рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждено право на доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
12.5.план мероприятий по улучшению условий труда.
13. Перечни рабочих мест, указанные в подпунктах 12.1–12.4 пункта 12 настоящего Положения (далее – перечни рабочих мест), согласованные с профсоюзом (профсоюзами), утверждаются приказом нанимателя (далее – приказ).
В приказе также указываются рабочие места, на которых результатами аттестации не подтверждены (с указанием конкретных причин) условия труда, дающие право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда,
дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.
Работники, на рабочих местах которых проводилась аттестация, должны быть ознакомлены с итоговыми документами по результатам аттестации (карта, приказ) под роспись.
14.В трудовые книжки работников, профессии и должности которых включены в перечень рабочих мест по профессиям и должностям,
на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, вносятся сведения об аттестации в порядке, установленном законодательством.
15.Наниматель представляет в областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных,
городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков, и приказа.
В областные и Минскую городскую государственные экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда.
16.Приказы, перечни рабочих мест, другие документы по аттестации, необходимые для подтверждения работнику права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, хранятся нанимателем в течение срока, установленного для хранения документов о стаже работы.
При ликвидации организации документы по аттестации передаются на хранение в архив в установленном законодательством порядке.
17. Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится:
в случае изменения законодательства, требующего ее проведения;
при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты;
по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;
по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов).
18. Аттестация на вновь созданных рабочих местах проводится по мере освоения производственных мощностей в соответствии с утвержденными проектами о новом строительстве и реконструкции объектов производственного назначения. Приказ нанимателя об утверждении результатов аттестации должен быть издан в 6-месячный срок со дня создания новых рабочих мест.
Результаты аттестации, проведенной на новых рабочих местах, применяются со дня создания этих рабочих мест, если они подтверждают право работника на дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
либо особые условия труда, соответствующие требованиям списков, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.
Доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются со дня издания приказа нанимателя об утверждении результатов аттестации.
19. Аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.
20. Наниматель несет ответственность за несоблюдение требований настоящего Положения в соответствии с законодательством.
21. При смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации документы по результатам аттестации передаются правопреемнику в соответствии с законодательством.
22. Консультативную и методическую помощь нанимателям по проведению аттестации осуществляют органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь.
23. Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или)
опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
В состав рабочего времени включаются также периоды, предусмотренные частью восьмой статьи 133 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Проведение аттестации РМ по условиям труда
При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.
Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений.
Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами.
Оценка травмобезопасности рабочих мест
Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:
- производственное оборудование;
- приспособления и инструменты;
- обеспеченность средствами обучения и инструктажа.
Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).
Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда.
Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов.
При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование.
При оценке травмобезопасности проводятся пробные пуски и остановки производственного оборудования с соблюдением требований безопасности.
Оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда, в том числе:
- наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;
- устройство ограждений трубопроводов, гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительных клапанов, кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;
- наличие устройств (ручек) для перемещения частей оборудования вручную при ремонтных и монтажных работах;
- исключение опасности, вызванной разбрызгиванием обрабатываемых и (или) используемых при эксплуатации производственного оборудования материалов и веществ в рабочую зону, падением или выбрасыванием предметов (например инструмента, заготовок);
- исключение опасности, вызванной разрушением конструкций, элементов зданий, обрушением пород и других элементов в карьерах, шахтах и т. п.;
- наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;
- наличие в ограждениях фиксаторов, блокировок, элементов, обеспечивающих прочность и жесткость, герметизирующих элементов;
- обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего опасного или вредного производственного фактора;
- наличие на пульте управления сигнализаторов нарушения нормального функционирования производственного оборудования, а также средств аварийной остановки;
- исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением
- (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнение уже выданной команды на остановку, падение и выбрасывание подвижных частей производственного оборудования и закрепленных на нем предметов);
- осуществление защиты электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;
- исключение контакта горячих частей оборудования с открытыми частями кожных покровов работающих, с пожаровзрывоопасными веществами, если контакт может явиться причиной ожога, пожара или взрыва;
- соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям;
- соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной установки) для транспортных средств;
- безопасность трасс транспортных средств, оснащение их средствами защиты и знаками безопасности;
- наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам;
- наличие и соответствие нормативным требованиям ручного инструмента и приспособлений.
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т.д.).
При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.
Эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия.
Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах
Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок:
- по степени вредности и опасности;
- по степени травмобезопасности;
- обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.
Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды,
тяжести и напряженности трудового процесса на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами.
На базе таких сопоставлений определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом.
Определение допустимого времени контакта работников с опасными и вредными производственными факторами за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы)
осуществляют центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора по представлению администрации организации применительно к профессиональным группам.
При этом условия труда могут быть классифицированы как менее вредные, но не ниже класса 3.1.
При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным или допустимым величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности.
Рабочее место признается аттестованным.
В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.
При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 – по травмобезопасности)
и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
При сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда условно аттестованное рабочее место не засчитывается как аттестованное.
При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
Как правильно аттестовать раб. места?
Аттестация рабочих мест по условиям труда – система анализа и оценки рабочих мест для проведения оздоровительных мероприятий, ознакомления работающих с условиями труда, сертификации производственных объектов, для подтверждения или отмены права предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Основное направление нашей деятельности: проведение работ по аттестации рабочих мест по условиям охраны труда в соответствии с Федеральным законом от 17.07.99г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»
и требованиями «Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» на предприятиях г. Перми и Пермского края с последующей сертификацией.
На большинстве предприятий работники получают доплаты за вредность, которые являются повышенной формой оплаты труда, и соответственно облагаются ЕСН и НДФЛ.
В тоже время, в ТК РФ существует понятие «компенсации» работникам за работу во вредных и/или тяжелых условиях труда. Данные выплаты не облагаются ЕСН и НДФЛ. Экономия предприятия составляет 5-15%.
Таким образом, проводя работы по аттестации рабочих мест, Вы не только решаете свои проблемы в области охраны труда, но и экономите свои средства!
В соответствии со ст. 14 N 173-ФЗ от 22.12.2005г. «О бюджете ФСС РФ на 2006г.» ФСС РФ разрешено в 2006 году до 20 % сумм страховых взносов, перечисленных страхователем (предприятием) за 2005г
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний направлять на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и проф.заболеваний, в том числе на аттестацию рабочих мест.
Благодаря проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, Ваше предприятие имеет реальную возможность получить скидку к страховым тарифам до 40%
(Постановление ФСС РФ «Об утверждении методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» №11 от 5 февраля 2002 г.).
Компания «ЭНЕРГОСЕРВИС» предоставляет полный спектр услуг в области охраны труда.
Обследованы предприятия самых различных отраслей промышленности, исследованы условия труда на тысячах рабочих мест.
Компанией накоплен значительный практический опыт в сфере подготовки и проведения аттестации рабочих мест.
Все специалисты имеют высокую квалификацию, свидетельства об официальном допуске к работе по аттестации рабочих мест по охране труда.
В ходе проведения работ выполняются инструментальные измерения вредных производственных факторов по:
- шуму;
- вибрации;
- электромагнитным полям от ЛЭП, от электросети (ток частоты 50 Гц), от
- персонального компьютера, от сотовой и спутниковой связи, от источников СВЧ;
- электростатике от ПК;
- микроклимату: температура воздуха, скорость, влажность;
- параметрам световой среды: освещенность, пульсация, яркость;
- определению загазованности воздуха рабочей зоны, вентиляция и др.
Подготавливаются следующие документы по аттестации рабочих мест по условиям труда:
- протоколы по оценки травмобезопасности, оснащенности СИЗ;
- карты аттестации рабочих мест;
- отчеты о проведенной аттестации рабочих мест.
Область аккредитации лабораторий, с которыми работает нашей компания, включает в себя широкий спектр исследуемых параметров, позволяющих изучить обширный диапазон вредных производственных факторов.
Современное приборное оснащение лабораторий позволяет проводить мобильные выезды к Заказчику и оперативное исследование производственных факторов.
Технология работы лабораторий учитывает специфику различных производств и включает в себя тщательную подготовительную работу с Заказчиком.
Область аккредитации лабораторий включает в себя следующие объекты исследования:
- воздух закрытых помещений (рабочая зона, офисы);
- атмосферный воздух рабочей зоны;
- шум;
- вибрация;
- электромагнитные излучения (ВДТ и ПК), неионизирующие излучения;
- освещение;
- относительная влажность воздуха;
- температура окружающей среды (воздуха);
- скорость движения воздушных потоков;
- ионизация воздуха;
- аэрозольные пыли различного действия;
- оценка травмобезопасности рабочих мест;
- оценка тяжести и напряженности трудового процесса;
- оценка обеспеченности СИЗ и т.д.
Технология по проведению аттестации рабочих мест включает в себя несколько этапов:
- Определение рабочих мест, на которых будет проведена аттестация и их группировка;
- Сбор необходимой информации (анализ технической документации как на основное так и на вспомогательное оборудование, изучение технологических карт, процессов, должностных инструкций, выдаваемых СИЗ, льгот и т.д.);
- Подготовка мест к замерам;
- Проведение замеров;
- Анализ поступившей информации;
- Оформление необходимой итоговой документации (протоколов измерений, карт аттестации, сводных ведомостей).
Цели проведения аттестации рабочих мест по условиям труда:
- получения заключения Государственной экспертизы условий труда о состоянии условий труда при лицензировании отдельных видов деятельности (Постановление Минтруда РФ от 02.07.2001г. №53);
- обоснования предоставления компенсаций за работу во вредных условиях труда (доплаты, дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, молоко и лечебно-профилактическое питание, льготная пенсия) (Ст., ст.94, 117, 147, 210 Трудового кодекса РФ);
- решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установлении диагноза профзаболевания (Постановление Правительства РФ от 15.12.2000г. №967 и Приказ Минздрава РФ от 28.05.2001г.№176);
- включения в трудовой договор (контракт) достоверной информации об условиях труда на конкретном рабочем месте о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам компенсациях и СИЗ; (Ст.57 Трудового кодекса РФ);
- подготовки перечней профессий, должностей и работ в организации, при выполнении которых обязательны предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) работников, а также, в соответствующих случаях, внеочередные медицинские осмотры (обследования);
- обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях;
Обязательна аттестация или нет
Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона.
Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:
- Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
- Порядок проведения оценки.
- Оформление результатов СОУТ.
- Иные условия оценки труда.
Все ли предприятия должны проводить оценку?
В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала.
Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ).
Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).
Периодичность аттестации рабочих мест, сроки
Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно.
Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.
К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях.
АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н).
А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.
АРМ на предприятии или фирме
Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами.
В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок.
Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ.
Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.
Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица.
Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ.
Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226.
По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает:
- Определение наличия у работодателя вредных и/или опасных факторов для персонала.
- Измерение на специальных приборах таких факторов, а также проведение испытательных работ.
- Установление уровня классов (подклассов) трудовых условий на отдельных рабочих местах.
- Составление завершающего пакета документации по результатам АРМ, включая отчет, протоколы, рекомендации, заключение эксперта.
Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2021
С 01.01.15 г. была обновлена стат. 5.27.1 КоАП. В соответствии с ч. 2 указанной статьи за отсутствие у работодателя АРМ на рабочих местах, а также за нарушения в порядке проведения такой процедуры предусмотрены следующие размеры санкций:
- Для должностных ответственных лиц – объявление предупреждения или взыскание штрафа в 5000-10000 руб.
- Для предпринимателей – штраф в 5000-10000 руб.
- Для организаций-юрлиц – штраф в 60000-80000 руб.