Резерв по сомнительным долгам, налоговый учет и методики определения сумм. Бухгалтерская отчетность и нюансы учета.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Хороших доходов всем новым и постоянным читателям сайта 50baksov.ru!

Резерв по сомнительным долгам, дебиторская задолженность и залоги

Сомнительным долгом может быть признана дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом, поручительством, банковской гарантией).

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода. Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника.  Оцениваются  его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

При наличии сомнительных долгов организация обязана создать резерв (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Если организация относится к субъектам малого предпринимательства, то создавать резерв по сомнительным долгам ей также необходимо. Никаких указаний по освобождению малых предприятий от создания резерва пункт 70 Положения не содержит.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете можно не создавать только в том случае, когда в отношении просроченной дебиторской задолженности у организации на отчетную дату имеется уверенность в ее погашении (письмо Минфина России от 27 января 2012 г. № 07-02-18/01).

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

  1. определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  2. отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Детальный порядок формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008. Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Учет резерва ведется на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76…) следует организовать таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок.

В составе активов бухгалтерского баланса дебиторская задолженность, по которой созданы резервы сомнительных долгов, отражается за вычетом резерва, в пассиве сумма не отражается.

Списанная сумма дебиторской задолженности учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», в течение пяти лет для наблюдения за возможностью ее взыскания.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

  • либо нарушение должником срока оплаты;
  • либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике

Резерв по сомнительным долгам и инвентаризация

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Используются  следующие способы создания резерва:

  • интервальный способ;
  • экспертный способ;
  • статистический способ.

Интервальный способ

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

Экспертный способ

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена  в срок.

Статистический способ

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

Содержание операции

На дату создания (увеличения) резерва

Д 91-2 — К 63 Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3) Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Д 63 — К 91-1 Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности
Читайте также:  Какие льготы у пенсионеров по налогам в 2019 году в России. Как получить налоговые вычеты - инструкция от А до Я

 

Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

— в виде сомнительной задолженности  по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

  • не погашен в срок, установленный договором;
  • не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Резерв по сомнительным долгам: нюансы учета

В бухгалтерском и налоговом учете создается резерв по сомнительным долгам. Можно ли безнадежные долги не списывать за счет резерва, а продолжать учитывать их в составе задолженности? Обязана ли организация списывать безнадежные долги за счет созданного резерва?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Прямая обязанность на списание безнадежных долгов бухгалтерским и налоговым законодательством не установлена.

При этом учет в составе дебиторской задолженности сумм безнадежных долгов, нереальных к взысканию, приводит к искажению достоверного представления о финансовом положении организации.

Несписание безнадежных долгов в налоговом учете приводит к увеличению налогооблагаемой базы и, как следствие, увеличению суммы налога на прибыль.

Бухгалтерский учет

Сумма дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, относятся:

  • на счет средств резерва сомнительных долгов;
  • либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Все организации, которые должны соблюдать правила бухгалтерского учета, обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и относить суммы резерва на финансовые результаты. Это соответствует требованиям ПБУ «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена. В дальнейшем (в предстоящих отчетных периодах) сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год»).

Сумма созданного резерва отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»(субсчет «Прочие расходы») и кредиту счета 63 «Резерв по сомнительным долгам».

В бухгалтерском учете организация вправе самостоятельно определять нереальность к взысканию тех или иных долгов. То есть для списания задолженности необязательно дожидаться истечения срока ее исковой давности или ликвидации должника, необходимо лишь выполнить условия, перечисленные в п. 77 Положения N 34н.

Дебиторскую задолженность, которая, по мнению организации, является нереальной к взысканию, можно списать, в частности, на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, приказа (распоряжения) руководителя организации, не дожидаясь ликвидации должника (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.07.2015 N Ф08-4494/15 по делу N А63-7109/2013).

Безнадежные долги, нереальные к взысканию, подлежат списанию за счет резерва и отражаются в учете следующей записью:

Дебет 63 Кредит 62 (76)
— списана сумма дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, за счет резерва по сомнительным долгам.

При этом после списания такая задолженность в течение 5 лет с момента списания отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения N 34н). То есть списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности (письмо Минфина России от 14.01.2015 N 07-01-06/188).

Согласно п. 70 Положения N 34н если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организация создает, но при этом задолженность дебиторов за счет резерва не списывается, несмотря на то, что срок исковой давности по таким долгам истек, а некоторые дебиторы ликвидированы.

То есть в бухгалтерской отчетности сумма безнадежных долгов продолжает учитываться в составе дебиторской задолженности. При этом в отношении таких сумм из года в год формируется резерв.

Читайте также:  Как взыскать долги с физических лиц легально в 2019-2020 году? Подробная инструкция от А до Я с комментариями экспертов.

Отметим, что бухгалтерским законодательством не установлена прямая обязанность на списание таких долгов.

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (письмо Минфина России от 12.12.2016 N 07-01-09/74292).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 26 Положения N 34н).

Отражение в составе дебиторской задолженности суммы безнадежных долгов, вероятность погашения которых близка к нулю, на наш взгляд, искажает достоверное представление о финансовом положении организации.

Если организация подлежит обязательному аудиту, мнение о достоверности бухгалтерской отчетности высказывается аудиторами в ходе проверки (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ об аудиторской деятельности).

Обратите внимание, что ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

При этом согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (письмо Минфина России от 11.03.2016 N 07-05-07/13456).

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-03-06/1/11047).

На основании п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

  • истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);
  • невозможность взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Следовательно, организация, имеющая дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежным долгам только при наступлении одного из перечисленных выше оснований. По другим основаниям, кроме перечисленных выше, дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 01.02.2017 N 03-03-06/1/5078, от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15764, от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184 и др.)

В свою очередь, согласно пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

При этом ст. 266 НК РФ не содержит положений, которые ставят в зависимость формирование резерва по сомнительным долгам от степени вероятности погашения долга.

В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей ст. 266 НК РФ.

Таким образом, из изложенных норм НК РФ следует, что организация, принявшая решение формировать резерв по сомнительным долгам, списывает безнадежные долги за счет резерва, а в случае, если суммы резерва недостаточно, разница учитывается в составе внереализационных расходов.

Отметим, что порядок определения даты признания таких расходов в целях исчисления налога на прибыль в НК РФ не установлен. Порядок признания внереализационных расходов при применении метода начисления в налоговом учете регламентирован п. 7 ст. 272 НК РФ.

Читайте также:  Как узнать налоговую задолженность физических лиц в 2019 году. Пошаговые инструкции по онлайн-проверке, список сайтов

Для расхода в виде списанной дебиторской задолженности из всего перечня дат признания наиболее подходящим можно назвать последний день отчетного (налогового) периода (по иным аналогичным расходам) (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Таково мнение контролирующих органов (письма Минфина России от 06.02.2015 N 03-03-06/1/4995, от 27.12.2007 N 03-03-06/1/894). Минфином России разъясняется, что расход в виде дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывается в составе внереализационных расходов в последний день того отчетного периода, в котором истекает срок исковой давности. Смотрите также определение Верховного Суда РФ от 22.12.2016 N 308-КГ16-17065.

Следовательно, в налоговом учете на последний день того отчетного периода, в котором произошло одно из событий, необходимых для признания задолженности безнадежной, дебиторская задолженность списывается за счет резерва, а сумма, не покрытая резервом, учитывается в составе внереализационных расходов.

Несписание дебиторской задолженности за счет созданного резерва приводит к тому, что сумма сформированного резерва не уменьшается, а продолжает накапливаться до предела, установленного п. 4 ст. 266 НК РФ. После достижения установленного п. 4 ст. 266 НК РФ предела организация не сможет создавать резерв в дальнейшем, что приведет к уменьшению внереализационных расходов и увеличению налогооблагаемой прибыли.

Можно ли резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете создавать раз в год?

Законодатель не регулирует сроки создания резерва и периодичность его корректировки. Каких-то конкретных рекомендаций по порядку формирования резерва, а также его величине в нормативных актах по бухгалтерскому учету нет. Поэтому методика формирования резерва должна быть разработана организацией самостоятельно и закреплена в учетной политике.

В каждом конкретном случае величина резерва сомнительного долга определяется организацией самостоятельно с учетом факторов, которые могут влиять на изменение самой дебиторской задолженности.

Поэтому если, по мнению организации, не исключена вероятность того, что дебиторская задолженность может быть изменена или частично погашена в будущем, то резерв сомнительного долга может быть сформирован на часть рассматриваемой задолженности. До внесения изменений п. 70

Положения содержал указание на то, что «резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации». Ныне действующая редакция рассматриваемого пункта не содержит указания на проведение инвентаризации в случае создания резерва по сомнительным долгам.

Однако, поскольку резерв по дебиторской задолженности является элементом ее оценки (п. 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»), он должен контролироваться в рамках инвентаризации дебиторской задолженности. Инвентаризация дебиторской задолженности должна проводиться по правилам ст. 12 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Полагаем, что с учетом положений указанных документов инвентаризация дебиторской задолженности может проводиться в соответствии с утвержденным в организации порядком, но не реже чем 1 раз в год – перед составлением годовой отчетности.

Таким образом, при выявлении в ходе инвентаризации дебиторской задолженности, признаваемой согласно нормам бухгалтерского законодательства сомнительной, организация обязана создать резерв.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Методики определения сумм резерва

Если организация все же решила использовать резервирование, она обязательно должна отразить это решение в учетной политике. Не стоит ограничиваться сухой констатацией факта, что в организации создаются резервы и их сумма оценивается отдельно по каждому долгу исходя из финансового состояния должника. В грамотно составленной учетной политике должна быть четко описана методика определения суммы резерва.

На практике организации, пытаясь сблизить бухгалтерский и налоговый учет, чаще всего применяют методику оценки и создания резервов, предусмотренную Налоговым кодексом РФ для целей исчисления налога на прибыль организации. В соответствии со ст. 266 НК РФ сумма резерва определяется в зависимости от срока, прошедшего с момента возникновения задолженности.

По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней резерв создается на полную сумму задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности.

Как видим, финансовое состояние должника и иные субъективные параметры (как его, так и долга) не влияют на определение суммы резерва. Применяя такую методику не следует забывать, что ст. 266 НК РФ содержит ограничение, которое в данной ситуации следует включить и в методику создания резерва в бухгалтерском учете: сумма резерва не может превышать 10% от выручки текущего периода.

Если организация не преследует цель сближения бухгалтерского и налогового учета, то методика оценки суммы резерва может содержать любую, выбранную организацией процедуру оценки финансового состояния и вынесения решения о вероятности погашения соответствующего долга. В качестве основных критериев для принятия такого решения можно выбрать:

показатели (коэффициенты) платежеспособности и финансовой устойчивости должника;

продолжительность периода с момента образования задолженности;

показатели значимости задолженности (отношения суммы долга к валюте баланса должника или к размеру его обязательств);

наличие гарантий обеспечения исполнения обязательств, а также наличие письменного заверения должника о погашении долга, либо его отказа от погашения долга;

другие показатели.

Подведем итоги:

  1. Резерв по сомнительным долгам как механизм законной налоговой оптимизации может широко применяться организациями — плательщиками налога на прибыль.
  2. Резерв по сомнительным долгам призван помочь в тех ситуациях, когда организации стремятся обезопасить себя от партнеров, ненадежных в плане своевременности финансовых расчетов.
  3. Формируя и используя РСД, организации имеют возможность равномерно учитывать затраты, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя задолженности ненадежных контрагентов.
Пожалуйста, поделитесь этой статьей в любой из социальных сетей:
Добавить комментарий