Что такое аккредитация простым языком. Какие документы нужны, чтобы образовательное учреждение было аккредитовано в 2019 году?

Аккредитация в России: шаг вперёд и два назад

Хороших доходов всем новым и постоянным читателям сайта 50baksov.ru! В июле вышел закон, внесший поправки в ст. 95 закона «Об образовании в Российской Федерации» о независимой оценке качества образования, а в августе подготовлен новый законопроект для внесения изменений в ст. 96 о профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Какие векторы развития выстраивают новые законодательные инициативы?

Летние месяцы не помеха законотворчеству. В июле вышел закон, внесший поправки в статью 95 закона «Об образовании в Российской Федерации» о независимой оценке качества образования [1], а в августе подготовлен новый законопроект для внесения изменений в статью 96 о профессионально-­общественной аккредитации образовательных программ.

Критиковать законодателей – дело неблагодарное и часто бесполезное. Вместе с тем очевидно, что законопроект на утверждение в Госдуму РФ был внесен спешно. Новый закон об образовании введен в действие с 1 сентября 2013 года, его разработка была обусловлена большим количеством поправок, превративших предыдущий закон об образовании в лоскутное одеяло. Однако не прошло и года с момента введения нового закона, и его тоже начинают править. Кроме того, если закон проходил обсуждение у общественности в течение нескольких лет, то эти поправки были внесены без особых обсуждений.

И это далеко не первый случай летних законотворческих инициатив: в 2010 году, не дожидаясь выхода нового закона, уже находящегося в разработке, вышел закон об изменении контрольно-надзорных функций Рособрнадзора [3] – в частности, в процедурах лицензирования и государственной аккредитации.

Следует признать, что благодаря таким ежегодным правкам процедура аккредитации в отечественном образовании кардинальным образом изменилась по сравнению с предыдущей пятнадцатилетней практикой.

Новые старые правила

Чем отличается сегодня государственная аккредитация вуза (ст. 92) от государственного контроля (надзора) в сфере образования (ст. 93)? Практически ничем. Обе процедуры проводятся Рособрнадзором с определенной периодичностью по одним и тем же «правилам». Откроем федеральный закон «Об образовании в РФ»: «целью государственной аккредитации является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам», «под федеральным государственным контролем понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности… требованиям государственных образовательных стандартов».

И та, и другая процедуры проводятся с привлечением экспертов (чаще всего одних и тех же) и по одним и тем же методикам: тщательная проверка документов и… выявление нарушений. Справедливости ради стоит отметить – одно отличие все­-таки есть: за контрольные проверки вузы не платят государственную пошлину.

За три последних года понятие аккредитации совершенно изменилось, прежде всего с изменением ее целевой функции. Ничего не осталось от механизмов мотивации: таких, например, как изменение или установление аккредитационного статуса. А это значит, что институт уже не может стать академией или университетом. И поскольку при государственной аккредитации речь идет о «подтверждении…», вероятно и вновь созданный вуз не получит государственной аккредитации (или новые вузы создавать просто не предполагается?). Можно изменить статус университета на «федеральный» или «национальный исследовательский», но не посредством государственной аккредитации.

А право на выдачу документов об образовании государственного образца закон заменил на «документы установленного образца», и это право тоже не зависит от государственной аккредитации. Последние новости об открытии новых востребованных государством направлений подготовки свидетельствуют об отсутствии необходимости их государственной аккредитации [4].

Результатом государственной аккредитации в большин­стве случаев сегодня является наличие или отсутствие предписания Рособрнадзора. В худшем случае – приостановление аккредитации и (или) лицензии. Так же и при плановой контрольной проверке.

Насколько прочно чиновники утвердились в этой мысли, свидетельствует почти анекдотичный случай. В 2012 году была защищена кандидатская диссертация, одна из глав которой дословно «заимствована» из Концепции контрольно-надзорной деятельности одной из региональных служб контроля и надзора. По всему тексту «контрольно-надзорная деятельность» заменена на понятие «аккредитация». Действительно, какая разница?

Изменился предмет экспертизы: в течение предыдущих пятнадцати лет вузы проходили институциональную аккредитацию, то есть вуза в целом. А сейчас по новому закону они проходят «аккредитацию образовательной деятельности» по основным образовательным программам. В полном соответствии с функционалом плановой контрольной проверки.

Вопрос закономерен: для чего понадобились дублирующие друг друга процедуры?

Стандарт стандарту рознь

С другой стороны, новый закон внес явно прогрессивные положения о развитии форм независимой педагогической экспертизы (ст. 94), независимой оценки качества образования (ст. 95), общественной и профессионально­общественной аккредитации (ст. 96). Самые широкие возможности для оценки качества образования предоставлены как самим образовательным учреждениям, так и тем организациям, которые будут ее проводить. По закону инструменты для независимого и объективного измерения качества образования и отдельных его подсистем могут (и должны!) быть вынесены вне функционала самого вуза и министерства – и это правильно, поскольку последнее является учредителем, распределителем бюджетных средств и контролирующим органом.

Читайте также:  Справки о заработной плате: где получить и как именно это сделать? Образцы и примеры, актуальные на 2019-2020 год.

В настоящее время действительно возникла необходимость в независимой экспертной оценке для получения объективной информации, в которой заинтересованы, прежде всего, сами вузы для повышения конкурентоспособности, повышения престижа учреждения в глазах абитуриентов и их родителей, партнеров и работодателей. Кроме того, получив широкую степень свободы в разработке образовательных программ и организации учебного процесса, руководство вуза стремится обезопасить себя признанием со стороны внешних органов и организаций.

Необходимость возникает в оценке качества содержания обучения: качество образовательных программ (учебных планов), качество собственных образовательных стандартов, фондов оценочных средств, учебников и учебных пособий, программ развития учреждения посредством независимой педагогической экспертизы и силами независимых общественных (академических) и научных объединений и организаций.

Необходимость в оценке качества образовательного процесса: по отдельным образовательным программам, кластеру программ (факультета) или в вузе в целом посредством аккредитации вуза или аккредитации программ (то есть с выездом экспертной комиссии на место, беседами с преподавателями, студентами, выпускниками, работодателями) и силами независимых общественных и общественно-­профессиональных (академических) организаций. Такие организации могут быть созданы ассоциациями, союзами, некоммерческими партнерствами, фондами и прочими организациями сферы образования.

Наконец, необходимо измерять результат образования: знания, полученные в процессе обучения («в интересах личности и общества»). Результат образования в мировой практике также оценивается независимыми организациями для оценки академических достижений: например, в США системы тестирования SAT, GRE и другие. И в России есть подобный опыт независимой оценки результатов обучения: Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования – ФЭПО [5] и Открытые международные студенческие интернет-олимпиады [6].

Вместе с тем статьей 96 предписано, что профессионально­общественная аккредитация проводится работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями на соответствие профессиональным стандартам, и результаты такой аккредитации учитываются при государственной аккредитации.

Следуя букве закона, реализация образовательных программ в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами для вуза является обязательной, как и прохождение процедуры государственной аккредитации. Прохождение процедуры профессионально­-общественной аккредитации – настоятельно рекомендуемым. Вопрос на понимание: по каким стандартам должен работать вуз – образовательным или профессиональным? Это разные понятия, которые, к сожалению, сегодня недостаточно четко определены.

Образовательный стандарт – это требования к процессу обучения, объему (в академических часах или зачетных единицах), срокам, последовательности изучения отдельных дисциплин и модулей, а также требования к результатам обучения, то есть что должен освоить выпускник по завершению обучения по дисциплине, модулю, программе. По окончании освоения программы присваивается академическая степень бакалавра или магистра, а не профессиональная квалификация.

Профессиональный же стандарт – это требования к тому, что должен человек делать (трудовые функции), как делать (трудовые действия), в какой последовательности, чтобы добиться результата, и мера ответственности за сделанное. По результатам оценки соответствия профессиональным стандартам осуществляется допуск к профессии, присваиваются квалификации (категории, разряды).

Профессиональные стандарты разрабатываются объединениями работодателей, работодателями, саморегулируемыми организациями в инициативном порядке и за счет собственных средств. Они применяются в сфере трудовых отношений. А также должны применяться при разработке образовательных программ профессионального образования и федеральных государственных образовательных стандартов [7]. Но никто не говорит, что заменит их.

Соответствие профессиональным стандартам должно быть целью подготовки специалиста, а соответствие образовательным стандартам – инструментом ее достижения, и далеко не единственным. Кроме знаний, полученных в вузе, необходим опыт профессиональной деятельности, который в полной мере не могут дать студенту ни практические занятия, ни учебная практика. Становится понятно, что невозможно оценить соответствие профессиональному стандарту качества подготовки студентов, обучающихся на первых-четвертых курсах.

Безусловно, это не значит, что профессионально­общественная аккредитация не должна учитывать профессиональные стандарты и интересы работодателей. Она должна проводиться с привлечением представителей профессионального сообщества.

Четкое разграничение понятий образовательного и профессионального стандартов и, следовательно, процедур оценки качества на соответствие им помогло бы избежать серьезной системной ошибки, которая нашла отражение в положениях вновь вводимой статьи 96.

Аккредитация – что это такое простым языком

Аккредитация – официальное, документально засвидетельствованное подтверждение соответствия объекта или субъекта определённым, установленным стандартам и критериям.

Термин в русский язык пришёл из латыни, где глагол accredo означает «доверять». Аккредитация применяется для оценки качества оказываемых услуг в тех сферах деятельности, где рядовой потребитель самостоятельно сделать этого не может вследствие недостаточной компетенции.

Обычно процедуре аккредитации подвергаются некие организации: учебные заведения, СМИ и т.д. Также сюда относят определённые специфические услуги:

  • Обучающие процессы.
  • Научно-исследовательские.
  • Диагностические и испытательные лабораторные процедуры.
  • Калибровочные.
  • Сертификационные.

Проведением аккредитационных процедур занимаются специальные организации, имеющие на это соответствующие полномочия. Проводится аккредитация по установленным правилам, стандартным для каждой сферы деятельности или услуги.

Аккредитация учебных заведений

Согласно действующему законодательству, в России обязательной аккредитации подвергаются учебные заведения, предоставляющие высшее образование.

Подобные нормы, помимо РФ, действуют и в большинстве стран мира. Каждый ВУЗ, прежде чем начать свою деятельность, обязан подтвердить свой статус, пройдя государственную аккредитацию в уполномоченных органах.

Аккредитация проводится по определённым стандартам, определяя соответствие по ряду направлений или типов:

  • Тип предоставляемого образования. В некоторых государствах, помимо ВУЗов, аккредитацию обязаны пройти и частные учреждения, осуществляющие среднеспециальное, общее и начальное обучение.
  • Вид образовательной организации: университет, академия, либо институт. К каждому виду учреждения предъявляются отдельные, стандартные требования.
  • Обучающие программы, используемые в работе заведения. Аккредитационная комиссия рассматривает соответствие данных программ имеющимся образовательным стандартам по их уровню, направленности, содержанию.
  • Качество обучения и уровень профессиональной подготовки выпускников высшего образовательного заведения по окончании процесса учёбы.
Читайте также:  Как написать аналитическую справку в 2019-2020 году. Примеры и образцы документов, пошаговая инструкция по написанию от А до Я.

Документы для аккредитации

Чтобы получить аккредитацию, подтверждающую свой статус учебная организация должна подать в уполномоченные органы официальное заявление, а также представить определённый пакет документации.

В России органом, производящим аккредитацию ВУЗов является служба по надзору за образованием и наукой.Комплект документов для аккредитации ВУЗа выглядит следующим образом:

  • Ксерокопия свидетельства о государственной регистрации образовательного заведения. Обязательна для иностранных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории РФ по программам и правилам, принятым в стране, где учреждён данный ВУЗ.
  • Если ВУЗ – негосударственный, и принадлежит некоему частному предпринимателю, понадобится представить ксерокопию личных документов его владельца.
  • Лицо, подающее заявку на аккредитацию, должно предоставить официальную доверенность от дирекции образовательного учреждения, выписанную на его имя.
  • Бумаги с данными об используемых в ВУЗе учебных программах, планами их внедрения и применения на практике.
  • При предоставлении учащимся дистанционного обучения, следует предъявить ксерокопию соответствующего соглашения, согласно положениям федерального законодательства об образовании в РФ.
  • Ксерокопия документа о создании внутри ВУЗа научных кафедр, лабораторий и прочих учреждений, занимающихся непосредственной научно-исследовательской деятельностью.
  • Если у заведения уже имеются некие аккредитации в профессиональной или общественной сфере, данные о них следует также представить в Рособрнадзор.
  • В заключение необходимо составить список всех прилагаемых к заявлению бумаг.

После рассмотрения заявления комиссия Рособрнадзора принимает решение, следует ли выдать аккредитацию ВУЗу, или же отказать в этом.

При положительном решении учреждение получает соответствующий аттестат. Он даёт право заведению предоставлять своим студентам установленные российскими законами льготы и права. К подобным льготам и правам относятся:

  • Отсрочка на время очного обучения от призыва в ряды вооружённых сил.
  • Возможность родителям несовершеннолетних студентов, а также самим студентам, пользоваться рядом преференций финансового характера.
  • Получение выпускником ВУЗа диплома о высшем образовании стандартного государственного образца.
  • Возможность продолжения обучения в аспирантуре и магистратуре.

Степени аккредитации

Вместе с аттестатом учебное заведение получает особое приложение, без которого он будет недействителен. В приложении указываются все образовательные программы, разрешённые для использования при обучении в данном ВУЗе.

Список программ различается в зависимости от образовательного направления заведения – гуманитарное, техническое и т.д.

При выдаче аттестата учитывается не только набор образовательных программ, но и комплектация преподавательского состава научными работниками необходимого профессионального уровня, научную активность ВУЗа, условия обучения, материально-техническую базу.

Отдельное внимание уделяется официальным сайтам учреждений. Они должны содержать исчерпывающую и, главное, достоверную информацию об условиях обучения.

Однако, получение аттестата не является для ВУЗа поводом «почивать на лаврах». Если в ходе своей работы, заведение допустит некие отклонения или нарушения аккредитационных требований, то действие аттестата может быть приостановлено.

Также возможно понижение статусного уровня ВУЗа – университет или академия понижается до уровня института. На сегодня в России существует несколько степеней аккредитации:

  • I и II степени – средне-специальные образовательные учреждения (колледжи, техникумы, лицеи).
  • III и IV степени – ВУЗы местного значения: институты, а также академии и университеты регионального уровня.
  • V степень – высшая степень, которой удостаиваются ВУЗы государственного значения. Они являются крупными научно-исследовательскими центрами в масштабах всей страны, и их дипломы имеют мировое признание.

Аккредитация автомобильных школ

С недавних пор ужесточились требования к обучению будущих водителей. В связи с этим, была законодательно введена аккредитация для автошкол.

Каждая из них обязана соблюдать установленные стандартные правила обучения, иметь требуемую материальную базу, преподавательский состав, автопарк учебных автомобилей.

Также для каждой автошколы необходимо иметь официальный интернет-ресурс, где каждый желающий может ознакомиться со всеми условиями обучения.

Аккредитационные требования устанавливают перечень обучающих программ, в зависимости от категории получаемых прав.

Кроме того, устанавливается минимум обучающих часов для теоретических знаний и практического вождения. С введением новых нормативов, увеличились цена и сроки обучения в автошколах.

Получение аккредитации даёт разрешение автошколам производить набор курсантов, обучать их вождению и организовывать официальные экзамены через организации ГИБДД с последующим получением водительских прав

Аккредитация школ

Аккредитация — форма признания качества. Это процесс, в течение которого школа проверяется на предмет соответствия стандартам, установленным аккредитующими органами.

  • Цель аккредитующих органов — защитить студентов. Аккредитация проводится школьными инспекторами, которые проверяют, предоставляет ли школа необходимый уровень образования для своих учащихся.
  • Аккредитующий орган — это организация, которая тщательно проверяет школы и, если школа удовлетворяет всем требованиям, а ее уровень услуг достаточно высок по всем параметрам, дает ей право на аккредитацию.
  • Аккредитующие органы следят за школами в своей стране. Только школы с высоким уровнем предлагаемых образовательных услуг получают аккредитацию. Таким образом, наличие аккредитации дает гарантию получения высококвалифицированных услуг в школах.

Аккредитация — международный вид признания, показывающий, насколько хорошее образование дает школа своим учащимся. Школы проходят тщательный отбор. Прежде чем удостаиваются права быть аккредитованными.

Как школа получает аккредитацию?

Получить аккредитацию непросто. Аккредитацию нельзя купить, за процессом постоянно следят ведущие агентства. Чтобы получить аккредитацию проводится довольно много проверок, чтобы убедиться, что школа соответствует стандартам, разработанным аккредитующими органами.

Аккредитующие службы посещают школы, чтобы разобраться во всем досконально. Затем по окончании проверки пишется отчет, на основании которого выносится решение о предоставлении аккредитации данной школе. Если комиссия остается удовлетворена проверкой и убеждается, что школа способна предоставить высокий уровень образовательных услуг для своих клиентов, то школа становится аккредитованным учебным заведением.

Читайте также:  Договор перевозки груза, актуальный на 2019-2020 год. Пошаговая инструкция по составлению и оформлению от А до Я для чайников. Все подробности и нюансы.

В процессе аккредитации проверяется и оценивается:

  • Школьный персонал (включая учителей)
  • Классные комнаты
  • Школьные объекты
  • Уровень социального обеспечения учащихся
  • Резиденции
  • Предлагаемые английские курсы и занятия
  • Финансы и счета
  • Способ управления школой
  • Отзывы студентов

Все проверки осуществляются в процессе собеседований (с персоналом и учащимися), открытых уроков, методичной проверки школьной документации и посещения всех школьных объектов и резиденций. Только когда аккредитующий орган удостоверяется в соответствии всем критериям, выдается аккредитация.

Аккредитованные школы проходят проверки каждые несколько лет, также каждый год несколько случайно выбранных школ подвергаются скрытым проверкам без предупреждения.

Это означает, что аккредитованные школы следят, чтобы уровень предоставляемого образования не снижался. Школы пристально следят за рейтингами.

Кто отвечает за качество

В законопроекте, вносящем поправки в статью 96, фактически сохранены все ранее прописанные положения и несколько детализированы процедурные вопросы. Например, профессионально­-общественную аккредитацию могут проводить наряду с работодателями и их объединениями также саморегулируемые организации (и уполномоченные ими организации).

Более четко определен функционал: порядок проведения аккредитации, формы и методы, срок действия аккредитации устанавливается самой аккредитующей организацией. Она же должна представлять всю информацию о порядке проведения процедур и их результаты в свободном доступе.

Наконец, ведение реестра таких организаций, проводящих профессионально­общественную аккредитацию, отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти.

Это четыре основных новации законопроекта. Основное изменение связано с ведением реестра. Работодатели, их объединения и саморегулируемые организации вправе поручить уполномоченной организации (аккредитационному агентству) проведение аккредитации, но реестр таких организаций, порядок его формирования и соответственно требования к организациям отнесены к компетенции государства.

Фактически, таким образом вводится государственно­-общественная процедура (или еще одна форма государственного контроля?), поскольку в данном случае именно государственный орган будет определять, кому доверять, а кому не доверять проведение профессионально­-общественной аккредитации. В такой ситуации, конечно, будут и плюсы, и минусы.

Определенный плюс от нововведения и в том, что реестр таких организаций будет официальным и открытым, и значит, есть надежда, что в него не попадут «фабрики по выдаче свидетельств об аккредитации», нацеленные на получение сиюминутной прибыли любыми способами. Такие организации, кстати, уже появились. Или организации, созданные под влиянием моды или административного ресурса объединениями работодателей в спешном порядке.

Экспертная деятельность требует высокой квалификации, знания и опыта от экспертов, а от уполномоченной аккредитующей организации – наличия ресурсов (финансовых, человеческих, материальных), нормативной и методической базы, организационно-логистического опыта.

Но в законопроекте остается интрига: какой орган будет определен в качестве «держателя реестра» для аккредитационных агентств – министерство образования и науки или же федеральная служба по надзору в сфере образования и науки? А если это будет любое другое министерство, ведь в проекте закона федеральный орган исполнительной власти не уточняется?.. Он будет определен отдельным постановлением правительства.

Так, например, общая координация независимой оценки качества образовательной деятельности (ФЗ-256) и ее методическое обеспечение возложены на министерство труда и социальной защиты. Нет уверенности, что и профессионально­-общественная аккредитация останется в сфере влияния министерства образования и науки. Вот такой расклад!

Лицензия и аккредитация

Лицензия и аккредитация конкретного вуза – момент, на который обязательно должны обратить внимание  абитуриенты. Именно лицензии вузов позволяют им вести образовательную деятельность. Документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) на основании заключения специальной экспертной комиссии, которая оценивает все имеющиеся у вуза ресурсы для подготовки квалифицированных специалистов (оснащение учебного процесса, оборудование учебных аудиторий, соблюдение санитарных и гигиенических норм, укомплектованность профессорско-педагогического штата и т.д.).

Лицензию должен иметь как головной вуз, так и все его филиалы. Раньше лицензия выдавалась учебному заведению на пять лет, в настоящий момент вузы получают «бессрочную» лицензию. Проверить, имеет ли вуз или его филиал действующую лицензию, можно на сайте Рособрнадзора http://lic.obrnadzor.gov.ru/.

Аккредитация вузов свидетельствует о том, что образовательные программы вуза и качество подготовки выпускников соответствуют государственным стандартам в образовании. Документ выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки  (Рособрнадзор) на 5 лет, после чего необходимо  повторно пройти процедуру аккредитации.

В приложении к свидетельству об аккредитации перечислен список аккредитованных программ, указан аккредитационный статус по виду учебного заведения (университет, академия или институт), ступени образования в вузе, наименования филиалов и степени (квалификации), которые будут присваиваться выпускникам.

При подаче документов в учреждения образования абитуриенты должны проверить уровень аккредитации вузов и заверить факт ознакомления с этой информацией в письменном виде.

Аккредитация вузов позволяет выдавать выпускникам по окончании учебного заведения диплом государственного образца (при отсутствии аккредитации – диплом установленного образца). С дипломом государственного образца молодые люди могут поступить в аспирантуру и занять должность на государственной службе.

Кроме того, только вузы, имеющие государственную аккредитацию, имеют право предоставить отсрочку от армии на время обучения по очной форме. Проверить аккредитацию вуза и посмотреть список вузов, прошедших аккредитацию, можно на сайте Рособрнадзора http://accred.obrnadzor.gov.ru/.

Добавить комментарий