Договор перевозки груза, актуальный на 2022 год. Пошаговая инструкция по составлению и оформлению от А до Я для чайников. Все подробности и нюансы.
-
BINARIUM
Лучший брокер по бинарным опционам! Огромный раздел по обучению! Идеально для новичков! Бесплатный демо-счет! Заберите бонус за регистрацию:
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Как должен оформляться договор перевозки груза в 2022 году?
- Договор перевозки груза автомобильным транспортом, актуальный пример
- Исторические аспекты развития договора грузовых перевозок
- Правовые основы договора перевозки груза
- Правовая сущность договора перевозки груза
- Существенные условия договора перевозки груза
- Предмет договора перевозки груза
- Срок договора перевозки груза
- Стороны договора
- Цена договора перевозки груза
- Форма договора перевозки груза
- Коносамент
- Какие функции выполняет коносамент
- Порядок работы с коносаментом
- Типы коносамента
- Обязательные реквизиты коносамента
- Специфические особенности коносамента
- Виды договора перевозки груза
- Бухгалтерский учет
- Налог на прибыль организаций
- Налог на добавленную стоимость
- Проблемы правового регулирования сроков исполнения договора перевозки грузов
- Проблемы правового регулирование материальной ответственности за просрочку доставки грузов
- Договор перевозки грузов может быть:
- Ответственность перевозчика за потерю, недостаток, повреждение груза
Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта 50baksov.ru!
Как должен оформляться договор перевозки груза в 2022 году?
Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях. Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Обязательство перевозки можно назвать ядром транспортных обязательств. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.). Производность таких обязательств не устраняет их самостоятельного юридического значения. Близким по своей природе, но все же отличным от перевозки является буксировочное обязательство.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики и конкуренции, принципиальной смены системы хозяйствования, изменяются устоявшиеся связи поставщиков и потребителей, материальные потоки претерпевают значительные изменения и по направлениям, и по насыщенности. В этих условиях возрастает значение транспортной инфраструктуры, эффективность функционирования которой во многом определяется совершенством регулирования отношений по перевозке грузов.
Договор перевозки грузов заключается между двумя сторонами: отправителем и перевозчиком. Третья сторона (получатель) формально не участвует в данном соглашении.
Согласно условиям договора перевозки грузов, первая сторона – перевозчик – обязуется принять от второй стороны – отправителя – какой-либо груз и доставить его получателю. Отправитель при этом обязан оплатить услуги перевозчика в соответствии выставленным тарифам.
Отношения первой и второй стороны подтверждаются выдачей соответствующей накладной на руки отправителя.
Таким образом, по договору перевозки груза перевозчик принимает обязательство по доставке вверенного ему груза в конечный пункт назначения и сдать грузуполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную договором перевозки плату.
Договор перевозки груза автомобильным транспортом, актуальный пример
______________ г.
Общество с ограниченной ответственностью «___________________», в дальнейшем — Заказчик в лице директора _______________________________, действующего на основании Устава с одной стороны и
Субъект предпринимательской деятельности — физическое лицо _________________________, далее — Перевозчик, действующий на основании свидетельства о государственной регистрации от ______________ года, номер записи о включении сведений о физическом лице-предпринимателе в ЕГРПОУ _______________, с другой стороны, в дальнейшем именуемые Стороны заключили настоящий Договор о следующем:
1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.
1.1. Перевозчик обязуется доставлять и получать вверенный ему для перевозки груз (согласно транспортной накладной) транспортным средством: марка ____________________, тип ГРУЗОВОЙ (фургон), государственный номер _________________ в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу, а также принимает на себя обязательство оказывать экспедиторские услуги, а Заказчик обязуется своевременно оплачивать Перевозчику.
1.2. Стороны обязуются выполнять другие обязательства и действия в соответствии с настоящим Договором, а также обязательства и действия необходимы для удовлетворения прав другой стороны.
2. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА.
2.1. Перевозчик выполняет для заказчика связанные с перевозкой груза за отдельную плату транспортно-экспедиционные услуги и операции.
2.2. Перевозчик не отвечает за качество и массу нетто груза, которые затарены, упакованы или опломбированы Заказчиком.
2.3. Оформленная товарно-транспортная накладная, заверенная Заказчиком, при предъявлении водителем, исполняющим обязанности экспедитора, является основанием для получения им груза для перевозки с материальной ответственностью Перевозчика.
2.4. Погрузка и разгрузка грузов осуществляются по договоренности сторон.
3. ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА.
3.1. Транспортные, посреднические, экспедиторские и другие организации, услуги которых необходимы для перемещения груза, маршрут, определяется Перевозчиком самостоятельно, но с учетом требований и инструкций Заказчика.
3.2. Согласно п.2.1, Перевозчик обязуется обеспечить прием, передачу, выгрузка, погрузка, хранение груза, проверять количество, качество груза (насколько это возможно при поверхностном осмотре), составлять в соответствующих случаях акты недостачи, боя, повреждения груза, другие подобные документы, а также выполнять другие необходимые и возможные действия, связанные с защитой интересов Заказчика.
3.3. Перевозчик обязуется обеспечить выполнение всех формальностей, связанных с перемещением груза.
3.4. По требованию Заказчика Перевозчик обязуется предоставить Заказчику информацию о маршруте, графика перемещения груза, местонахождения груза, другую информацию, связанную с перемещением груза.
3.5. Перевозчик обязуется обеспечить сохранность груза с момента его принятия для перевозки и до момента выдачи грузополучателю.
3.6. Доказательством передачи груза является Спецификация (товарно-транспортная накладная), оформленная надлежащим образом, с подписью уполномоченного лица грузополучателя и приложением печати, а также доверенность на получение груза со ссылкой на номер и общую сумму Спецификации (товарно-транспортной накладной).
4. ОБЯЗАННОСТИ ОТПРАВИТЕЛЯ.
4.1. До прибытия автомобиля для загрузки подготовить груз для перевозки (опломбировать, заполнить товарно-транспортные накладные и т.п.).
4.2. Проверить пригодность предоставленного транспорта для обеспечения физического и качественного сохранения груза при перевозке и требовать замены деталей или агрегатов, если они не соответствуют этим условиям.
4.3. Обеспечить своевременное и полное оформление в установленном порядке товарно-транспортных накладных, отмечать в них фактическое время прибытия и отправления автомобиля из пунктов погрузки.
4.4. Мелкооптовые грузы по возможности предъявлять для перевозки сформированными в более крупные пакеты или контейнеры.
5. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ И ПЛАТА ЗА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗА.
5.1. Расчеты осуществляются в гривнах в безналичной форме путем перечисления соответствующей суммы на расчетный счет Перевозчика.
5.2. Датой получения Перевозчиком безналичных денежных средств является дата зачисления таких средств на расчетный (текущий) счет Перевозчика.
5.3. Размер платы за перевозку грузов и другие операции и услуги, связанные с перевозкой, и сроки расчетов определяются Сторонами соглашением произвольной формы, что является неотъемлемой частью настоящего Договора.
5.4. По соглашению сторон в каждом случае расчеты могут осуществляться в иной форме (взаимозачетами, и т.п.) или в другом порядке.
6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН.
6.1. Перевозчик и Заказчик в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по настоящему договору несут взаимную материальную ответственность согласно действующему законодательству и условиям договора.
6.2. Перевозчик несет материальную ответственность за сохранность груза от полной или частичной утраты, порчи или повреждения при перевозке в размере фактического ущерба, если не докажет, что вред возник не по его вине.
7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ.
7.1. Все разногласия, которые могут возникнуть между сторонами при исполнении настоящего Договора, разрешаются путем переговоров, а при недостижении согласия — рассматриваются в Хозяйственном суде по месту нахождения ответчика.
8. ФОРС-МАЖОР.
8.1. Стороны согласились, что в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (к которым в том числе относятся: стихийные бедствия, бури, циклоны, наводнения, землетрясения, войны, военные действия, забастовки, блокады, массовые беспорядки, хулиганские действия, действия взрывных устройств, и т.д.). Стороны освобождаются от исполнения своих обязательств на время действия указанных обстоятельств. Сторона, не известила другую сторону о действии препятствующих обстоятельств непреодолимой силы, о которых эта другая сторона не могла знать, лишается права ссылаться на указанные обстоятельства.
9. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ.
9.1. Стороны согласились, что текст Договора, какие — либо материалы, информация и сведения, касающиеся Договора, являются конфиденциальными и не могут передаваться третьим лицам без предварительного письменного согласия другой Стороны, если только такая передача связана с получением официальных разрешений, документов для выполнения Договора или уплаты налогов, других обязательных платежей.
9.2. Какие — либо изменения и дополнения к настоящему Договору будут действительны, если они совершены в письменной форме, подписаны Сторонами и заверены печатью.
9.3. Одностороннее расторжение настоящего Договора не допускается, кроме случаев, когда одна из сторон не выполняет его условия.
9.4. Досрочное расторжение договора и изменение его условий возможны по соглашению сторон.
9.5. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и вступает в силу с момента его подписания и действует до _______________ года.
10. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН.
Исторические аспекты развития договора грузовых перевозок
Императорское правительство в течение I в. н. э. организовало довольно эффективную систему снабжения города Рима: 12 хорошо вымощенных дорог использовались для сухопутных перевозок, специальные флотилии судов были выделены для подвоза из провинций, в Путеолах и Остии были построены прекрасно оборудованные гавани.
Перевозки грузов регулировались особыми рескриптами императоров, образцы которых дошли до нашего времени. В рамках городского права постепенно выделяется еще более универсальная система – торговое право, или «право купцов», которое с самого начала приобрело национальный характер.
В юридической и экономической литературе того времени также постоянно подчеркивались роль и значение транспорта, грузовых и пассажирских перевозок в развитии народного хозяйства. Например, О.С. Иоффе писал: «В экономической жизни нашей страны транспорт занимает особое место.
Во-первых, при его посредстве обеспечивается связь между промышленностью и сельским хозяйством, а также между различными отраслями самой промышленности.
Во-вторых, благодаря ему осуществляется движение продукции из сферы производства в сферу обращения, а тем самым транспортная деятельность выступает в качестве продолжения процесса производства в пределах процесса обращения.
В-третьих, осуществляемые различными видами транспорта перевозки касаются не только грузов, но и пассажиров, а также их багажа, и именно в такой форме обслуживаются многообразные потребности в передвижении, возникающие у граждан. Важнейшее народнохозяйственное значение социалистического транспорта обусловливает и предопределяет роль правового регулирования транспортной деятельности в СССР».
Вместе с тем следует отметить, что как раз уровень правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа на протяжении всего советского периода развития гражданского права отличался явной неадекватностью степени общественного понимания роли и значения транспорта в жизни страны. Достаточно сказать, что в течение большей части советского периода нормы о договоре перевозки отсутствовали в кодифицированных актах гражданского законодательства. Например, Гражданский кодекс РСФСР 1922 года не включал каких-либо норм, направленных на регулирование договора перевозки.
В современных рыночных условиях правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью. Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число споров, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.
Правовые основы договора перевозки груза
Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ.
Это унифицированные нормы, которые относятся ко всем видам транспорта, а именно к:
- железнодорожному транспорту;
- морскому транспорту;
- воздушному транспорту;
- автомобильному транспорту;
- внутреннему водному транспорту.
Более конкретно общие условия перевозки указанными видами транспорта закрепляются транспортным законодательством, в состав которого входят транспортные уставы и кодексы, иные законы, а также издаваемые в соответствии с ними правила (см. п. 2 ст. 784 ГК РФ).
В настоящее время действуют следующие основные транспортные законы:
- Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 125 (далее по тексту— УАТ);
- Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (далее по тексту — УЖТ);
- Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ (далее по тексту — ВК);
- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее по тексту — КВВТ);
- Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее по тексту — КТМ).
Отношения в сфере перевозок также регулируются и другими законами: например, Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ. Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.
Правовая сущность договора перевозки груза
Договор перевозки груза регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику, поэтому его нередко именуют договором перевозки конкретного груза (конкретной партии грузов).
- По своей сути договор перевозки груза является возмездным договором и взаимным договором.
- Это реальный договор, так как договор считается заключенным с момента сдачи багажа к перевозке.
- При перевозке грузов транспортом общего пользования считается, что заключенный договор является публичным договором.
Таким образом, по своей юридической природе договор перевозки грузов:
- является реальным договором (т.е. порождает гражданские права и обязанности с момента фактической передачи вещи);
- является возмездным договором (по договору взимается плата за перевозку);
- является двусторонним договором (так как порождает обязательства у обеих сторон);
- заключается в пользу третьего лица — грузополучателя (когда он не совпадает с грузоотправителем).
Существенные условия договора перевозки груза
Существенным условием договора перевозки груза является условие о его предмете.
Предмет договора перевозки груза
Предметом договора перевозки груза является оказание услуги по перемещению груза в конечный пункт назначения с помощью того или иного вида транспорта.
Кроме услуг по перемещению груза, перевозчиком могут оказываться и сопутствующие услуги, такие как погрузка и выгрузка груза, хранение груза и другие услуги.
Срок договора перевозки груза
Срок, который указывается в договоре перевозки груза – это время, в течение которого груз должен быть доставлен в конечный пункт назначения.
При этом перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, установленные:
- транспортными уставами и кодексами;
- при отсутствии таких сроков – в разумный срок.
Стороны договора
Сторонами в договоре перевозки груза являются перевозчик и грузоотправитель.
Отправителями грузов могут быть любые дееспособные субъекты гражданского права, какие-либо специальные требования к ним не предъявляются.
Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление грузовых перевозок.
Цена договора перевозки груза
Цена в договоре перевозки равна плате за перевозку груза.
Плата за перевозку транспортом общего пользования прописывается в договоре в соответствии с тарифами, которые утверждаются государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях плата за перевозку груза устанавливается по соглашению сторон, если иное не установлено действующим законодательством или иными нормативно-правовыми актами.
Форма договора перевозки груза
Для договора перевозки груза предусмотрена письменная форма.
При заключении договора перевозки груза составляется и выдается отправителю груза транспортная накладная (коносамент или иной документ на груз, предусмотренный соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Накладная является перевозочным грузосопроводительным документом. Эта накладная является доказательством факта заключения договора перевозки. Накладная составляется грузоотправителем, сопровождает груз на всем пути следования и на станции назначения выдается грузополучателю вместе с грузом. Отправителю же выдается грузовая квитанция.
Коносамент представляет собой товарораспорядительный документ. Коносамент относится к ценной бумаге, которая удостоверяет вещные права: право держателя (или указанного в коносаменте лица) получить указанный в нем груз после морской перевозки. Коносамент должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания РФ.
Коносамент
Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.
Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.
Какие функции выполняет коносамент
Коносамент используется в качестве:
- расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.
- товарно-транспортной накладной.
- подтверждения договора на перевозку.
- товарораспорядительного документа.
Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.
Порядок работы с коносаментом
Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.
Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.
Далее производится погрузка товара и выдается штурманская расписка.
После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.
Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.
Типы коносамента
В международной торговле используются различные виды коносаментов.
Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.
Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.
Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.
Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.
Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.
Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.
Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.
В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.
Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.
Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.
Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.
Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.
Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.
Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.
Обязательные реквизиты коносамента
К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.
Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.
В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Среди них особую важность представляют:
- Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
- Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
- Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
- Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.
Эти сведения указывает грузоотправитель.
Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:
Собственное наименование.
- В строке Port of Loading – порт погрузки.
- В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
- Место и дату выдачи документа.
Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:
- если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
- обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.
- также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
- далее указывается маршрут судна (судов), которые перевозят груз.
- отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.
- если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
- также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.
- указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
- зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
- важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.
Специфические особенности коносамента
Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).
В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.
Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.
Виды договора перевозки груза
Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта соответственно на договоры:
- автомобильной перевозки;
- железнодорожной перевозки;
- воздушной перевозки;
- внутренней водной перевозки
- морской перевозки.
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 2 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Для целей бухгалтерского учета суммы, уплачиваемые в соответствии с договором перевозки, признаются расходами заказчика (клиента).
Порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете, так же как и в налоговом учете, будет зависеть от того, чем является для заказчика (клиента) перевозимый груз.
Если стоимость услуг (без НДС), оказанных по договору перевозки, связана с приобретением имущества (принимаемого на учет в качестве актива в соответствии с действующими ПБУ), то стоимость услуг будет формировать стоимость данного имущества (абз. 2, 3 п. 23 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Если же заказчик (клиент) использует услуги перевозчика с целью доставки продукции (товаров) до покупателя, то затраты в виде стоимости услуг признаются в бухгалтерском учете заказчика (клиента) расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Такие расходы отражают на счете 44 «Расходы на продажу».
Расходы признаются на дату исполнения договора перевозки по перевозке груза организации (на дату подписания первичного документа, подтверждающего факт оказания услуг).
Если составление первичного документа не предусмотрено, расходы признаются на дату сдачи груза перевозчику (п. 16, 18 ПБУ 10/99).
Налог на прибыль организаций
Стоимость оказанных по договору перевозки грузов (за вычетом НДС), связанных с приобретением имущества, учитывается в зависимости от вида приобретенного имущества в следующем порядке.
Если услуги связаны с приобретением (созданием) амортизируемого имущества, то стоимость услуг не учитывается в составе текущих расходов, а включается в первоначальную стоимость амортизируемого имущества (п. 5 ст. 270, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ).
Если рассматриваемые услуги связаны с приобретением материально-производственных запасов (МПЗ), включаемых в состав материальных расходов, то стоимость услуг включается в стоимость таких МПЗ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Если услуги связаны с приобретением товаров для перепродажи, то стоимость услуг может формировать стоимость приобретенных товаров, если такой порядок формирования стоимости товаров предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
В налоговом учете стоимость приобретения товаров определяется в соответствии с учетной политикой организации (абз. 2 ст. 320 НК РФ).
При этом статья 320 НК РФ допускает как включение расходов на доставку в стоимость приобретения товаров, так и их учет в качестве издержек обращения (в зависимости от того, какой порядок установлен учетной политикой организации).
Независимо от положений учетной политики транспортные расходы являются прямыми расходами и учитываются по мере реализации товаров.
Расходы на доставку реализуемых товаров до покупателя будут уменьшать доходы от реализации указанных товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Налогоплательщик вправе принять к вычету предъявленный при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав НДС при условии, что указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, после принятия указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав к учету и при наличии надлежащим образом оформленных первичных документов и счетов-фактур (подп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
При наличии надлежащим образом оформленного счета-фактуры и первичного документа, подтверждающего факт оказания транспортных услуг (это может быть акт об оказании услуг, отчет или универсальный передаточный документ), а также при условии, что транспортные услуги приобретались заказчиком (клиентом) для осуществления облагаемой НДС деятельности, НДС, предъявленный экспедитором с суммы своего вознаграждения, заказчик (клиент) вправе принять к вычету:
Дебет 68, субсчет «НДС», Кредит 19
— принят к вычету НДС.
Проблемы правового регулирования сроков исполнения договора перевозки грузов
Перевозку (транспортировку) грузов опосредствует договор перевозки груза, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за эту перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ). Этот договор является реальным, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз).
В договорных отношениях по перевозке груза помимо перевозчика и отправителя участвует и получатель, на стороне которого имеются не только права, но и определенные обязанности. Условия такого договора перевозки должны содержаться в соответствующем транспортном документе: на железнодорожном, речном и воздушном транспорте – в накладной; на морском транспорте – в накладной или коносаменте; на автомобильном транспорте – в транспортной накладной или акте замера (взвешивания). Составление и выдача грузоотправителю накладной или иного перевозочного документа одновременно служат подтверждением заключения договора перевозки грузов.
Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК РФ, ст. 31 ТУЖД РФ, ст. 109 ВК РФ). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК РФ).
Одним из существенных условий договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю: предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства, предпринимателям и т.п. Ускорение доставки грузов дает возможность сократить время обращения и тем самым ускорить оборот материальных ценностей в экономике страны.
Продолжительность перевозки (транспортное время) – это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Фактор времени – категория не только экономическая, но и юридическая, поскольку все основные перемещения материальных ценностей регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре перевозки.
Транспортное законодательство до недавнего времени не включало условие о сроках перевозки в определение договора. По традиции, вероятно, это не сделано и в новом ГК РФ (ст. 785); обязательство доставки груза в пункт назначения в установленные сроки предусматривается в ст. 792 ГК РФ, отсылающей к транспортным уставам и кодексам.
Очевидно, что доставка груза – основная обязанность перевозчика. Ее исполнение требует не только соблюдения срока доставки, но и обеспечения сохранности перевозимого груза. Железная дорога обязана доставить груз в пункт назначения в установленный срок, который зависит от расстояния, вида отправки, скорости перевозки и других условий.
Срок доставки груза так же оговаривается в рамках договора, или определяется согласно правилам воздушных перевозок, а именно – расписанием движения. Перевозчик так же обязан предоставлять отправителю груза следующую информацию – время отправки груза в место назначения – аэропорт, время его прибытия в пункт назначения, если же срок, предусмотренный на доставку груза, истек, то перевозчик должен информировать отправителя о причине задержки и о месте, в котором находится груз.
Перевозчик обязан поставить в известность отправителя груза, если получатель не явился в оговоренный договором срок для получения груза, если он отказался от его получения. Во время непредусмотренного хранения груз отправляется на склад перевозчика (склад аэропорта), и его дальнейшее хранение предусматривается за счет отправителя груза. Груз невостребованный подлежит реализации. Перевозчик груза несет ответственность за срок перевозки, и в случае задержки доставки груза, обязан уплатить штраф (не более 75% стоимости перевозки).
Различаются перевозки грузовой и более высокой скоростью, а также перевозки пассажирскими поездами и грузобагажом. Срок доставки исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке, а если груз был принят к перевозке ранее намеченного дня погрузки, то с 24 часов дня, в который груз должен быть погружен.
Груз считается доставленным в срок, если на станции назначения он выгружен средствами железной дороги или если вагон (контейнер) подан под выгрузку средствами грузополучателя до истечения установленного срока доставки. Данные положения были подтверждены Определением Верховного Суда Российской Федерации от 02 ноября 2015 года 302–ЭС15–14161.
При задержке подачи вагона (контейнера) под выгрузку по причинам, зависящим от получателя, груз считается доставленным в срок, если он прибыл на станцию назначения до истечения установленного срока доставки. С учетом различных обстоятельств, действующие сроки могут удлиняться или укорачиваться. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Он обязан принимать все возможные и зависящие от него меры по обеспечению сохранности груза.
Срок, является обязательным и существенным условием перевозки для всех видов транспорта. Транспортным законодательством устанавливается ответственность за не соблюдение сроков доставки грузов.
Исходя, из выше сказанного следует целесообразным внести изменения в п. 1 ст. 785 ГК РФ путем изложения содержания данной статьи в следующей редакции: «По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в установленный договором или законом срок, в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».
Введение данных изменений в ст. 785 ГК РФ с указанием на срок считается целесообразным и позволит устранить противоречия указанных в ст. 75 УЖТ РФ, п. 1 ст. 109 КВВТ РФ, так как толкование должно быть единообразным.
Проблемы правового регулирование материальной ответственности за просрочку доставки грузов
Законодательно установлено, что договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ч. 1 ст. 420 ГК РФ), являющийся разновидностью сделки. Договор побуждает возникновение у сторон субъективных прав и обязанностей, имеющих встречную направленность.
Гарантией реализации договора перевозки грузов, является надлежащее исполнение его сторонами. В случае если обязательства не исполнены или исполнены ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Одним из видов гражданско-правовой ответственности перевозчика при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении является ответственность за нарушение срока доставки груза.
Согласно ст. 792 ГК РФ «Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок». Срок доставки груза, пассажира или багажа не является существенным условием договора перевозки, но из отношений по перевозке вытекает общая обязанность перевозчика по своевременной доставке груза, пассажира или багажа в пункт назначения.
В ст. 97 Федеральный закон от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) установлено, что за просрочку доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Сравнивая положения, предусмотренные в российском законодательстве и в зарубежном, а именно в Германии. В немецком праве прямо предусмотрено, что нарушение срока доставки груза является основанием для взыскания с перевозчика издержек или упущенной выгоды. В УЖТ РФ не содержится подобного указания, так как нарушение срока доставки влечет уплату пени, размер которой установлен законом (ст. 97 УЖТ РФ). Данное ограничение не позволяет сторонам взыскивать убытки, которые они понесли в связи с нарушением перевозчиком существенного условия договора перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Договор перевозки грузов может быть:
— разовым — заключается в отношении одного конкретного груза;
— рамочным (договор об организации перевозок) — определяет общие условия перевозки грузов. Условия каждой отдельной перевозки конкретизируются в заявках, которые стороны согласовывают на основании и во исполнение такого рамочного договора.
Составить договор просто — нужно выбрать условия из предлагаемых вариантов. В ходе составления договора отображаются предупреждения о возможных рисках и важных требованиях законодательства, в зависимости от этого можно менять условия. Например, можно согласовать оказание дополнительных услуг и предусмотреть, цена каких дополнительных услуг входит в провозную плату, а каких — взимается отдельно. Можно варьировать в договоре объем и виды ответственности за нарушение обязательств по договору, например, установить штраф за передачу груза в ненадлежащей таре или штраф за необеспечение перевозчиком охраны груза.
Ответственность перевозчика за потерю, недостаток, повреждение груза
1. Перевозчик несет ответственность за потерю, недостаток и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что потеря, недостаток или повреждение произошли не по его вине.
2. В транспортных кодексах или уставах могут быть предусмотренные случаи, если доведение вины перевозчика в потере, недостатка или повреждении груза полагается на получателя или отправителя.
3. За вред, причиненный при перевозке груза, перевозчик отвечает:
— в случае потери или недостатка груза — в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает;
— в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость;
— в случае потери груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она есть низшей от соответствующей действительности стоимости груза.
4. Если вследствие повреждения груза его качество изменилось настолько, что он не может быть использован за прямым назначением, получатель груза имеет право от него отказаться и требовать возмещения за его потерю.
5. В случае если грузи, за потерю или недостаток которого перевозчик уплатил соответствующее возмещение, будет со временем найден, получатель (отправитель) имеет право требовать выдачи нему этого груза, возвратив полученное за его потерю или недостаток возмещения.
Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является своего рода базовым договором, поскольку именно он выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.