Порядок ликвидации юридического лица в 2019-2020 году: пошаговая инструкция от А до Я. Все нюансы и подводные камни с комментариями специалистов.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта 50baksov.ru!

Юридически правильный порядок ликвидации юридического лица: все что нужно об этом знать

В зависимости от оснований различают:

  • Добровольную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»).
  • Принудительную ликвидацию (основания согласно ст.61 ГК РФ: ГК «по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом»).
  • Ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

Процедура ликвидации юридического лица включает следующие этапы

Принятие решения о ликвидации.

Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры):

  • в АО — общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ст.21 закона “Об акционерных обществах”), этот вопрос выносится на решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом) ликвидируемого общества. Решение принимается большинством (минимум 3/4 голосов акционеров) владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст.48 закона “Об акционерных обществах”);
  • в ООО — решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона “Об обществах с ограниченной ответственностью”).

Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.

Ликвидационная комиссия – это особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп.2, 3 ст.62, п.4 ст.64 ГК, п.4 ст.18 Закона о некоммерческих организациях).

Уведомление регистрирующего органа и фондов о принятии решения о ликвидации юридического лица.

В течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации юридическое лицо обязано подать уведомления в регистрирующий орган (налоговую инспекцию по месту нахождения организации), заполненные по формам Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» и Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора или конкурсного управляющего». На обеих формах подписи заявителя должны быть нотариально заверены.

Помимо уведомлений в ИФНС необходимо подать протокол собрания или решение по вопросу ликвидации и назначении ликвидационной комиссии в 2х экземплярах.

Регистрирующий орган на основании полученных документов вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится на стадии ликвидации. С данного момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц — полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица (п.1.1. Временного положения).

В соответствии с п.3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» юридическое лицо обязано письменно уведомить Пенсионный фонд и Фонд социального страхования о начале ликвидации в течение 3 дней со дня принятия такого решения.

В настоящий момент форма уведомления ПФР и ФСС России законодательно не утверждена, поэтому организация может его составить самостоятельно. Аналогично уведомлению о ликвидации юридического лица, подаваемому в налоговый орган, в сообщении фондам рекомендуется указывать: ИНН, КПП, ОГРН, наименование организации в соответствии с учредительными документами; регистрационный номер в органе ПФР или ФСС России; принятое решение о ликвидации; дату подписания уведомления. Сообщение должен подписать руководитель организации или ее уполномоченный представитель.

Публикация уведомления о ликвидации в средствах массовой информации

Ликвидируемое юридическое лицо обязано уведомить контрагентов о запуске процесса ликвидации посредством публикации объявления в журнале «Вестник государственной регистрации».

Объявление должно включать информацию о сроках подачи кредиторами требований; полное фирменное наименование ликвидируемого юридического лица; его ОГРН, ИНН, КПП, адрес; сведения об органе, принявшем решение о ликвидации; порядок, адрес и телефон для принятия заявления требований кредиторов.

На этом же этапе ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Читайте также:  Концессионное соглашение: что это такое простыми словами? Какие бывают виды концессии и как этим правильно пользоваться?

Составление промежуточного ликвидационного баланса.

По истечении 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и согласовывается с регистрирующим органом.

Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:

  • оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия, удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого юридического лица;
  • документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного издания и текста публикации;
  • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
  • пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя ликвидационной комиссии.

Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации юридических лиц, и печатью регистрирующего органа.

Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) либо их представителям, действующим на основании доверенности.

Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 5 дней.

После согласования промежуточного ликвидационного баланса он предоставляется в налоговый орган на проверку.

Удовлетворение требований кредиторов

Денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица производятся ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, исключение составляют кредиторы пятой очереди, которые могут получать выплаты через месяц со дня утверждения баланса.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей последовательности:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  • в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

В случае если у ликвидируемого юридического лица недостаточно денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

Сначала продается имущество, не участвующее в производстве (например, ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д.). После чего продаже подлежит готовая продукция, недвижимость, сырье, материалы и основные средства.

Составление и утверждение ликвидационного баланса

В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после расчета со всеми кредиторами, ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у юридического лица к моменту ликвидации и до того, как буду произведены расчеты с учредителями.

Ликвидационный баланс дает представление об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, после чего подается в налоговый орган на заключительную ликвидацию.

Расчеты с учредителями

Имущество, которое осталось у организации после расчета с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале.

Основанием для распределения служит акт, пописанный всеми участниками организации. Акт указывает, кому и что предается.

Закрытие счетов в банках

Процедура закрытия счетов заключается в подаче соответствующего уведомления в банк. Сообщение о закрытии счета, а также уведомление банка о закрытии счета юридического лица необходимо передать в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и фонд социального страхования.

Государственная регистрация ликвидации юридического лица

Юридическое лицо прекращает свое существование после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р16001.
  2. Ликвидационный баланс.
  3. Протокол об утверждении ликвидационного баланса.
  4. Справка из ПФР об отсутствии задолженности по сдаче отчетности по персонифицированному учету и оплате страховых взносов.
  5. Платежное поручение об уплате государственной пошлины.

Не позднее чем через 5 дней со дня подачи этих документов налоговая инспекция должна выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица.

Снятие с учета во внебюджетных фондах

Для этого в фонд подаются следующие документы:

  • Заявление в произвольной форме.
  • Копия протокола о ликвидации.
  • Нотариально заверенная копия свидетельства о прекращении деятельности.
  • Нотариально заверенная копия уведомления о снятии юридического лица с налогового учета.
  • Страховое свидетельство (для ФСС).

Уничтожение печати и сдача документов в архив

С учетом соблюдения всех установленных требований средний срок ликвидации составляет около полугода. Но, стоит учесть, что ошибки на каком-либо из этапов повлекут за собой увеличение сроков ликвидации, а наложение штрафов за пропуск установленных законом сроков.

Добровольная ликвидация: при каких условиях она возможна?

Добровольная ликвидация ООО проходит строго в соответствии с ГК РФ. После окончания процедуры компанию исключают из реестра ЕГРЮЛ. Её деятельность при этом полностью прекращается, в том числе права и обязанности как самой организации, так и учредителей.

Причины закрыть ООО могут быть разные. Основные мотивы – конфликт собственников и отсутствие прибыли. Реже, но бывают и другие поводы:

  • достижение поставленной цели – компания создавалась под определенный проект (например, участие в тендере, разовое или краткосрочное посредничество между поставщиком и покупателем и т.д.). Задача выполнена – фирма больше не нужна;
  • накопление долгов – неумелое управление привело к появлению большой задолженности перед третьими лицами, погасить долг нечем;
  • неактуальность выбранной деятельности – владельцы компании не хотят больше работать в данной сфере;
  • нежелательные показатели для проверки налоговой – в современных российских реалиях трудно вести бизнес, строго следуя букве закона. Даже если сама организация чиста перед государством, нельзя поручиться, что среди ее контрагентов не найдутся фирмы-однодневки и иные нечистые на руку партнеры.
Читайте также:  Образцы договоров купли-продажи, примеры за 2019 год. Как правильно составить и оформить: пошаговая инструкция от А до Я

Для добровольной ликвидации ООО вам потребуются следующие документы:

  • Устав;
  • свидетельство о регистрации;
  • решение общего собрания о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии;
  • уведомление о принятии решения о ликвидации (ф.Р15001);
  • уведомление о формировании ликвидационной комиссии (ф.Р15002);
  • заявка и сопроводительное письмо (2 экз.) на публикацию в «Вестнике государственной регистрации;
  • письменное уведомление кредиторам;
  • промежуточный и окончательный ликвидационный баланс;
  • решение общего собрания участников ООО об утверждении ликвидационного баланса;
  • заявление о ликвидации юридического лица по ф.Р16001.

Вы можете попытаться самостоятельно избавиться от ненужной фирмы, но гарантировано потратите много времени, денег и нервов. Поэтому для ускорения и удешевления процесса стоит доверить ликвидацию ООО специалистам – профессиональным юристам и бухгалтерам. От вас потребуется только нотариально оформленная доверенность на проведение необходимых действий по закрытию фирмы.

Лишь в этом случае можно быть уверенным в том, что собраны и правильно оформлены все необходимые документы. Это гарантия того, что у контролирующих органов не возникнет к вам претензий и процедура ликвидации ООО пройдет максимально быстро и безболезненно.

Правильная ликвидация ООО с долгами

Бывает и такое: учредители хотят закрыть организацию, но у нее накопились долги: по налогам, кредиторам, любые другие – не так важно. Самое простое решение – расплатиться по обязательством (если размер оставшегося имущества позволяет). В первую очередь погашаются долги перед сотрудниками, затем – по налогам и лишь потом – остальным кредиторам.

При наличии у компании задолженности, особенно по платежам в бюджет, налоговая проверка будет обязательно. Поэтому относитесь с осторожностью к фирмам, которые за вознаграждение обещают избавить вас от визита инспектора – это незаконно.

Ликвидация ООО с нулевым балансом

В этом случае процедура максимально проста. Но! При одном условии – если фирма в период своего формального существования исправно платила налоги, сдавала нулевую отчетность, не проводила операции по счетам. В этом случае срок добровольной ликвидации ООО занимает 3-3,5 месяца – по закону все равно необходимо ждать возможных претензий от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Компании с нулевым балансом мало интересуют налоговых инспекторов – проверки при ликвидации таких организаций практически не проводятся или будут чисто формальными.

На что хотелось бы обратить внимание – в интернете можно увидеть информацию, что сотрудники ИФНС проводят принудительную ликвидацию «брошенных» ООО. Якобы владельцам не стоит морочить себе голову этим процессом – налоговики сами все сделают за него. Никогда не рассчитывайте на это! Представляете, сколько подобных фирм по всей стране – инспектора просто физически не могут отследить каждую.

А за период «простоя» вам все равно придется отчислять налоги и сдавать отчетность – даже если фирма вообще никогда не вела никакой деятельности. Вы можете давно забыть про открытое когда-то ООО – и вдруг получите решение суда о взыскании задолженности по налогам и сборам как минимум за последние 3 года (срок исковой давности). Сумма может оказаться весьма внушительной.

Поэтому даже при отсутствии деятельности и нулевом балансе необходимо официально ликвидировать ООО, чтобы затем спать спокойно.

Принудительная ликвидация: как она проводится?

В соответствии с Гражданским кодексом граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению, а одними из главных принципов гражданского законодательства являются недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела и беспрепятственное осуществление гражданских прав.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эти положения в полной мере относятся и к частному случаю определения участниками (учредителями) юридического лица и (или) его органами дальнейшей судьбы юридического лица.

Указанные лица (и (или) органы) в рамках действующего законодательства свободны в определении того: а) оставлять ли созданное юридическое лицо в его первоначальной организационной форме или преобразовать его в иное юридическое лицо; б) реорганизовывать ли это лицо каким-либо из иных способов, предусмотренных действующим законодательством (слияние, присоединение, выделение, разделение); в) прекращать ли существование юридического лица. Говоря иначе, действующее законодательство признает приоритет добровольной реорганизации или ликвидации юридического лица.

Однако законодательство предусматривает ряд случаев, когда правовая судьба юридического лица определяется не его участниками (учредителями) и (или) органами, а государственными органами, а также судом (арбитражным судом). В этих случаях мы говорим о принудительной ликвидации и реорганизации юридического лица.

Читайте также:  Что такое аккредитация простым языком. Какие документы нужны, чтобы образовательное учреждение было аккредитовано в 2019 году?

Институты принудительной реорганизации и ликвидации урегулированы в действующем законодательстве довольно скупо и несистемно. Для того чтобы понять такое состояние современного законодательства в исследуемой области, надо проанализировать развитие указанных институтов в дореволюционном российском, советском и первом российском пореформенном законодательстве.

Статья 61 ГК (в первоначальной редакции) устанавливала, что ликвидация может быть осуществлена по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Кодексом.

Интересно, что ГК слово «принудительная» применительно к ликвидации не использует, т.е. наработки юридической доктрины советского периода не нашли своего отражения при кодификации законодательства.

Отдельные нормативные акты, напротив, неоднократно использовали и используют конструкцию «принудительная ликвидация» (отметим, что указанная конструкция используется и в современной литературе ). В настоящее время о «принудительной ликвидации» кредитной организации по инициативе Банка России говорится в ст. 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», о «принудительной ликвидации» участника рынка ценных бумаг — в ст. 51 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Основания принудительной ликвидации

Первоначально действующий ГК различал два больших блока оснований для принудительной ликвидации:

— для всех юридических лиц (всех видов, форм и типов): а) либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); б) либо осуществление деятельности, запрещенной законом; в) либо осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— для религиозной организации (объединения), благотворительного или иного фонда: систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям .

Также отметим, что отдельные основания для принудительной ликвидации предусматривались Федеральным законом «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Так, ст. 6 этого Закона предусматривалось, что индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятия подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию соответствующих юридических лиц, налогового органа или прокурора.

Подразумевалась возможность существования и «иных случаев», предусмотренных ГК.

Первый раз редакция ст. 61 ГК была изменена в 2002 г. Так, в качестве основания для принудительной ликвидации добавилось и такое, как наличие допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

В 2006 г. (данная редакция остается действующей) были внесены более существенные изменения.

Во-первых, для всех организаций добавилось такое основание принудительной ликвидации, как осуществление деятельности «с нарушением Конституции Российской Федерации».

Во-вторых, «систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям» стало основанием для принудительной ликвидации любой некоммерческой организации.

Таким образом, в настоящее время ст. 61 содержит следующие основания для принудительной ликвидации юридического лица:

— в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

— в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

— в случае осуществления деятельности, запрещенной законом;

— в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации;

— в случае осуществления деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

— при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом.

Перечень оснований принудительной ликвидации юридического лица, данный в действующем ГК, является наиболее систематизированным, полным и проработанным за всю историю российского права. Однако он не является идеальным; достаточно сказать, что расплывчатость формулировок некоторых оснований для принудительной ликвидации послужила поводом для проверки их конституционности .

Таким образом, с учетом всего выше сказанного, при принятии участниками (собственниками) концептуального решения о прекращении их собственного бизнеса, им необходимо учитывать следующее.

Во-первых, как сама процедура ликвидации юридического лица, так и ее подготовка занимают определенное время (как правило, не меньше 6 месяцев) и являются трудоемким кропотливым процессом.

Во-вторых, сам процесс ликвидации предприятия требует финансирования, например, оплаты за публикации, связанные с ликвидацией, за рассылку писем с уведомлениями кредиторов о ликвидации, за получение справок, а также обязательных платежей, государственных пошлин.

В-третьих, привлечение внешних консультантов с опытом работы и необходимыми практическими навыками, значительно упростит и ускорит весь процесс, а также нивелирует юридические риски, связанные с последствиями в случае допущения нарушений в самой процедуре ликвидации.

Ведь такие нарушения зачастую происходят, если владелец бизнеса, с целью сэкономить на квалифицированных специалистах, пытается все сделать своими силами, что редко когда приводит к достижению желаемого результата.

Добавить комментарий