Концессионное соглашение: что это такое простыми словами? Какие бывают виды концессии и как этим правильно пользоваться?

Понятие и правовая природа концессии и концессионного договора

Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта 50baksov.ru! Концессия как система отношений применялась еще с давних времен. В Римской империи в муниципах, которые соответствуют сегодняшним общинам, был некий опыт отдавать в управление частных лиц почтовые станции, порты, рынки, бани и другие значимые инфраструктурные объекты.

В средневековье концессионные отношения были распространены не только в Европе, но и в Южной Америке, а позднее еще и в России. В XVII-XVIII веках во Франции на основе концессионных договоров строились дороги, мосты, а также функционировали коммунальные службы, в XXI веке в Бельгии и Испании дороги и железнодорожные сооружения также строились на основе частных инвестиций, применяя концессионный механизм.

В то же время в Аргентине концессионные договоры применялись для эксплуатации гидростанций и иных гидротехнических сооружений. В Мексике они были распространены в области авиаперевозок, а в Египте — в областях эксплуатации международных аэропортов и пользования недр. На концессионной основе были построены Эйфелева башня и Суэцкий канал[2]. В советской России, во времена НЭП-а, также были распространены концессионные соглашения, и даже при наркоматах были сформированы специальные комитеты, которые должны были заниматься разработкой соответствующих условий для вовлечения в народную экономику иностранного капитала.

Некоторые нормы относительно концессии, как об отношениях, которые включены в рамки международного частного права, существуют в международном кодексе Бустаманте, который является единым кодифицированным актом международного частного права, в странах региона Латинской Америки и более извествен как «Гаванская конвенция»[3]. В первой главе данного документа, в отделе «Международное гражданское право» говорится о том, что концессии рассматриваются в рамках законодательной системы той страны, где они были выданы законным путем.

В большинстве современных развитых и развивающихся странах имеется специальное законодательство, регулирующее концессионные отношения. Согласно отчету Европейского банка по реконструкции и развитию, законы о концессиях приняты примерно в 19 государствах, из которых лучшим считается Концессионный закон Латвии. Кроме того существуют страны, в которых соответствующий закон не принят, но концессионная практика соответствует принятым на международном уровне концессионным законодательным принципам. К числу этих стран относится и РА.

А что такое концессия и почему так важно правовое регулирование этой сферы? Термин «концессия» происходит от латинского «concession», которое в переводе означает «разрешение»[4]. Сущность концессии состоит в том, что неким частным лицам дается возможность входить в те области деятельности, которые являются привилегированными сферами функционирования государства.

Так как концессионные отношения возникают между экономическими агентами, то в этих отношениях тесно связаны экономические и юридические аспекты. С экономической точки зрения концессии являются способом привлечения иностранного капитала[5]. Концессия как инструмент должна стимулировать активное пользование инвестиционными ресурсами частного сектора со стороны государства в условиях финансового и экономического кризиса[6].

Концессия, как система отношений, включает:

  1. отношения, которые связаны с государственным волеизъявлением в связи с решением о передаче государственного (муниципального) имущества в пользование частного субъекта;
  2. организационные отношения, которые направлены на урегулирование концессионной деятельности;
  3. отношения, которые связаны с организацией и проведением конкурса для заключения концессионного договора;
  4. отношения, которые связаны с заключением смежных договоров, необходимость в которых возникает в процессе исполнения концессионного договора.

Концессионное соглашение — это прямой способ оформления частноправового содействия концессионера и концедента, направленное на определение взаимных прав и обязанностей. Он является одним из элементов системы тех отношений, которые составляют содержание понятия «концессия». Таким образом, концессионный договор представляет из себя один из элементов сложной системы концессионных отношений и является необходимым, но недостаточным условием для формирования этих отношений.

В юридической литературе нет однозначного мнения по поводу употребления и форм термина «концессия». Некоторые ученые (М. Субботин) считают, что употребление этого термина по поводу отношений, возникающих впоследствии сотрудничества государства и частного сектора не оправдан, потому что законодательства многих стран уже содержат нормы о коммерческой концессии или франчайзинга, и может появиться терминологическое недопонимание.

Для того, чтобы избежать этого, предлагается вместо формулировки «концессионное соглашение» употреблять понятие «договор между государством и негосударственным инвестором», или «инвестиционный договор». Вместо этого мы предлагаем в отношении разрешения пользования исключительными правами употреблять более известный в международной практике термин — «франчайзинг», а термин «концессия» — только в отношении тех договоров, предмет которых исторически являлся основой концессионных отношений[7].

Некоторые ученые (Ю.Я. Великомыслов[8]) настаивают на том, что необходимо различать концессию как гражданско-правовую категорию, и концессию как форму инвестиционной деятельности. По их мнению, с гражданско-правовой точки зрения концессия — это знакомый нам франчайзинг, т.е. договор между двумя частными субъектами, а с точки зрения инвестиционной деятельности — это договор между государством и частным лицом, направленный на привлечение инвестиций в экономику государства.

По нашему мнению, вышеупомянутые точки зрения не обоснованы, и на практике не нужно пытаться внедрить новые термины для определения договора, опосредующего государственно-частное партнерство. Надо отметить, что концессия в своих исторических истоках вообще не имела договорную форму[9]. Это был односторонний акт дарования прав феодальным сувереном своему подданному на совершение каких-либо действий, составляющих прерогативу суверена.

В настоящее время вместе с экономическим развитием взамен недоговорной формы концессии пришел современный, чисто договорный вид концессии. Вместе с этим в обиходе по-прежнему широко используются выражения типа «предоставить концессию», «выдать концессию», что приводит к научным дискуссиям по поводу правовой природы концессионного договора.

В юридической литературе при обсуждении концессии в узком смысле замечается разнообразность понятий: некоторые авторы употребляют термин «концессионное соглашение», другие «концессионный договор». Несмотря на то, что эта неоднозначность на практике не создает проблем, тем не менее она достойна внимания, т.к. содержания этих понятий абсолютно не совпадают: договор — это соглашение, то не всякое соглашение представляет собой договор[10].

Еще в римском праве договоры делились на контракты (contractus) и соглашения (pacta). Контрактом (по терминологии классического права) считался договор, признанный цивильным правом и снабженный исковой защитой. В эту категорию были отнесены только известные виды договоров, и их число было ограничено.

Известный римский юрист Гай в своих Институциях говорит, что обязательства, возникающие на основании договора, бывают четырех видов: обязательство возникает или посредством передачи вещи, или путем произнесения слов, или путем письменного акта, или вследствие самого соглашения[11]. Что касается соглашений, то, согласно римскому праву, оно имеет неформальный вид и, по общему праву, не пользуется исковой защитой[12].

Несмотря на то, что Законодательство РА не различает понятия «соглашение» и «договор», тем не менее термин «соглашение» в Гражданском кодексе РА не применяется, и ввиду этого, мы считаем, что по отношению к концессии в узком смысле приемлемо только понятие «концессионный договор».

Правовая сущность концессионного договора в разных доктринальных источниках проявляется в разных теориях, и эти точки зрения отличаются друг от друга не только определениями концессионного договора, которые подчеркивают тот или иной аспект концессионной деятельности, но и особенностями концессионного законодательства разных стран и ролью концессии в экономике данной страны. Из этих теорий можем выделить следующие четыре основные концепции:

  1. согласно первой концепции, концессионный договор рассматривается как административный акт[13], который несет характер соглашения;
  2. сторонники второй теории (В.П. Мозолин[14], М.И. Кулагин[15], Э. Талапина[16]) концессионный договор относят к числу административных договоров[17];
  3. третья группа ученых считает, что концессионный договор принадлежит к числу смешанных договоров[18];
  4. согласно четвертой теории, концессионный договор является чисто гражданско­правовым договором[19].
Читайте также:  Договор безвозмездного пользования нежилым помещением. Примеры и образцы, актуальные на 2019-2020 год.

Сторонниками теории, согласно которой концессионный договор относится к числу административных, являются французские ученые и теоретики тех стран Ближнего Востока (Египет, Ливан, Сирия), которые заимствовали обычаи французского права. В настоящее время в некоторых иностранных государствах в соответствии с этой теорией разработан и широко применяется институт публичного (административного) договора, в котором в той или иной степени соединяются элементы «горизонтальных» и «вертикальных» отношений.

В других странах, в частности РФ, концессионные договоры относятся к числу гражданско­правовых, принимая во внимание тот факт, что в них сочетаются публично-правовые и частноправовые элементы, и последние имеют преобладающее, приоритетное значение. Это сочетание некоторым авторам дает повод отнести концессионный договор к числу смешанных договоров[20]. Для обоснования своей точки зрения они приводят в пример международную арбитражную практику и, в частности, решение по делу фирмы «Liamco» (1981), в котором говорится, что концессионный договор — это публичное соглашение между государством и частным лицом, объектом которого являются публичные службы и природные ресурсы.

Существует также мнение, что Закон РФ «О концессионных соглашениях» определяет концессионный договор как смешанный[21], потому что согласно этой формулировке, в нем содержатся элементы различных договоров, например, элементы договоров доверительного управления, аренды, подряда, иногда договора поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ для государственных нужд. Некоторые авторы, которые относят концессионный договор к смешанному типу, в основу ставят тот факт, что в нем присутствуют элементы различных гражданско-правовых договоров.

Другие же, в основу этого приводят тот аргумент, что в нем содержатся как гражданско-договорные условия, так и условия негражданского, публично-правового характера. Авторы, представляющие страны общей правовой семьи, согласны с тем мнением, что управленческие договоры принадлежат к той группе, в которой собраны договоры, представляющие совокупность публичного и частного права.

Этим договорам присущи, с одной стороны, приоритеты государства, вытекающие из публичных элементов, и особенные права инвестора, вытекающие из частноправовых элементов, с другой стороны[22]. Но по нашему мнению, эти точки зрения не соответствуют идее смешанного договора. Традиционно сложилось так, что смешанным является договор, который не имеет собственного правового регулирования и, соответственно, легального определения.

Указанные основополагающие признаки смешанного договора не согласуются с концессионным соглашением, т.к. в тех странах, в которых оно имеет широкое распространение, существуют соответствующие законодательные регулирования и легально закрепленное определение. Следовательно, подход, считающий концессионный договор смешанным, не оправдан.

Что касается сторонников рассмотрения концессионного соглашения в числе административных (публичных), то Э. Талапина[23], например, считает, что в РФ концессионный договор не относят к административным лишь в силу слабой разработанности теории административного договора и отсутствия его нормативного понятия. Что касается гражданско-правового регулирования, то оно аккумулировало нормативное регулирование всех тех отношений, в которых хоть в какой-то степени присутствует имущественный элемент, невзирая на статус тех участников правоотношений, которые однозначно являются публичными.

Именно поэтому, по мнению автора, в РФ так распространилось правило субсидиарного гражданского регулирования имущественных отношений с публичным участием. Иными словами, к концессионному договору гражданское право применяется постольку, поскольку другого применимого права (правового регулирования) просто не существует.

Еще одним публично-правовым признаком концессии является исключительный (или монопольный) характер прав, предоставляемых концедентом концессионеру. В таких отношениях исключительность этих прав проявляет не столько статус концедента как собственника концессионного имущества, сколько прерогативы концедента как публично­правового образования[24].

Рядом с вышеупомянутыми мнениями существуют также точки зрения, авторы которых приводят разные доводы в пользу гражданско-правового характера концессионного договора. Е.А. Левицкая, например, принимая особый публично-правовой статус одного из сторон концессионного договора, существование публичного интереса, наличие распределительных и контрольных правомочий у концедента, одновременно считает, что все это недостаточно для приписания ему не гражданско-правового характера и выдвижения из круга частноправового регулирования25.

Другой автор, А. Карасс, отмечает, что передача государственной собственности частному лицу на концессионных основах порождает различные юридические последствия: с одной стороны, административно-правовые, а с другой — гражданско-правовые[25]. Иными словами, несмотря на то, что концессионный договор заключается на основе административных актов, тем не менее он несет исключительно гражданско-правовой характер.

С нашей точки зрения, эту проблему можно рассмотреть таким образом: в сущности в концессионных правоотношениях государство участвует на двух разных уровнях, пользуясь разными группами права, которые составляют содержание своей правосубъектности. На первом уровне государство является субъектом публичного права и создает основу для возникновения второго уровня, в котором участвует уже как субъект частного права, сохраняя некоторые черты публично-правового характера.

Другие авторы, например И.Н. Берштейн[26], считают, что концессия — это усложненное по форме разрешение, где и права, и обязанности сторон прямо определяются разрешительным актом государства. К этому правовому механизму сегодня наиболее близко стоит институт лицензирования, суть которого не отождествляется с концессией.

В отличие от договора, по которому стороны принимают взаимные права и обязанности, лицензия дает право на совершение деятельности обладателям лицензии и не сопровождается соответствующей обязанностью. Кроме этого, принципиально различны экономические цели концессии и лицензии. С помощью института лицензирования у государства возникает возможность выбирать тех участников правоотношений, которые занимаются отдельными видами деятельности, несущими угрозу правам и законным интересам людей.

Фактически, институт лицензирования не преследует существенной экономической выгоды[27]. В отличие от этого, концессия активно способствует решению экономических задач не только с помощью концессионных плат, но и обеспечивает развитие государственных инфраструктур за счет этих ресурсов.

Очевидно, что концессия своим нынешним содержанием, особенностями и целями сильно отличается от института лицензирования, и их ни в коем случае нельзя отождествлять. Некоторые специалисты, например, А. Конопляник, изучая институт концессионного договора, подчеркивают тот факт, что в сфере недропользования применение концессионного механизма нецелесообразно, т.к. этим недропользовательские отношения перемещаются в гражданско­правовую сферу.

Согласно этой точки зрения, в отношениях, связанных с недрами, более приемлемо применение института лицензирования, т.к. он основан на публичном праве, и государство всегда «выше» инвестора, что имеет немаловажное значение во время разрешения споров во внутригосударственных судебных инстанциях. Для обоснования этой точки зрения ссылаются на тот факт, что похожие положения закреплены в законодательных актах таких развитых стран, как США, Великобритания, Норвегия[28].

В юридической литературе имеет место еще одна точка зрения, согласно которой концессионный договор, заключаемый между государством и иностранной частной организацией, можно рассматривать как международный или квазимеждународный договор, из которого для концессионера вытекают международные обязанности[29].

Эта доктрина в основном направлена против тех государств, которые формировались вследствие реорганизаций колоний, пытающихся приобрести экономическую независимость, досрочно прекращая предоставленные концессии, и поэтому считается целесообразным этот процесс рассматривать как нарушение международных обязанностей. Своеобразным аргументом этой трактовки договора служит тезис о том, что стабилизационные оговорки, обычно присущие концессионному договору, выводят его за рамки регулирования национального права и вносят в договор элементы международного публичного права.

Кроме того, группа авторитетных западных юристов-международников (Дюпюи, Лагерген и др.) считает, что принцип «автономии воли сторон» позволяет в данном случае подчинить концесссионный договор международному праву, определив его как право, применимое к данному договору[30]. Эта точка зрения основывается, прежде всего, на прецедентах, в которых стороны концессионного договора сделали выбор применимого права в пользу международного права, или же «общих принципов права».

Читайте также:  Как зарегистрировать ИП в России: пошаговая инструкция "для чайников". Все нюансы и подводные камни, которых нужно избегать. Советы для начинающих бизнесменов

Последние практикой международного арбитража толкуются как отсылка к международному праву[31]. Тем не менее, теория о регулировании концессионного договора международным публичным правом не выдерживает никакой критики: как справедливо замечает Е.Т. Усенко, исходя из того, что государства могут участвовать в гражданско-правовых отношениях, а коммерческие организации не могут быть субъектом международного публичного права, «горизонтальный» договор, заключаемый ими apriori, рассматривается как гражданско-правовой, который регулируется исключительно нормами гражданского или международного частного права.

По нашему мнению эту теорию вообще не следовало бы рассматривать, если бы не внимание ООН к этому вопросу. Решение XXI сессии Комиссии по международному праву ООН полностью отрицает эту теорию, утверждая, что все соглашения, в которых только один из участников является государством или иным субъектом международного права, который наделен правом участия в международных договорах, а другой участник — частное физическое или юридическое лицо, ни в коем случае не может считаться международным договором, даже если внешними признаками соответствует ему33.

Мы согласны с тем мнением, что включение концессионного договора в круг регулирования международного публичного права не оправдано, т.к. он является институтом частного права. Кроме того, автономия воли сторон в решении вопроса о выборе применяемого права является той основой, которая дает возможность исключить применение международного публичного права для регулирования концессионных отношений. Эта доктрина — лишь неудавшаяся попытка отрицания теории о необходимости регулирования гражданским правом внешнеэкономических договоров с участием государства.

О правовой природе концессионного договора можно составить представление также исходя из того факта, как называются стороны договора — концедент и концессионер, или как-то иначе. Если проанализировать законодательное регулирование этого вопроса в РА, то можем обратить внимание на Решение Правительства РА «Об утверждении примерного образца концессионного договора» № 989-Н от 31 июля 2003 года, на основе которого заключены все договора в области недропользования.

К сожалению, в этом документе авторы далеко ушли от присущей концессионным договорам терминологии и формулировок, и стороны договора назвали иначе: министерство, которое выступает от имени государства, назвали уполномоченным органом, а компанию природопользователя — лицензиаром. Но ведь очевидно, что нельзя делать стороной гражданско-правового договора участника административно-правовых отношений.

Согласно Решению Правительства РА № 245-Н от 30-ого января 2003 года, сторонами являются Республика Армения, в лице уполномоченного органа, и инвестор. Как можно заметить, в этом документе также не употребляются термины «концедент» и «концессионер».

Ситуация не лучше в концессионном договоре аэропорта, в котором стороны именуются как Правительство РА, когда речь идет о концеденте, и Управляющий, когда речь идет о концессионере. В этом случае, как и в вышеупомянутых других, для нас непонятна аргументация выбора этих терминов, особенно если иметь в виду, что в решении Правительства об одобрении данного договора уполномоченным лицом является Министерство юстиции в лице Министра, а не Правительство РА. Более приемлемым для нас и более соответствующим сущности концессионного соглашения является формулировка концессионного договора в области железных дорог, где стороны названы, как принято, — концедент и концессионер.

Резюмируя, подчеркиваем, что мы сторонники той научной точки зрения, согласно которой концессионный договор рассматривается как чисто гражданско-правовой. Обоснования, представленные с нашей стороны в пользу этой точки зрения, сводятся к следующему. В первую очередь, в некоторых научных источниках34, определяя гражданское право как отрасль, отмечают, что оно представляет собой внутренне организованную на принципах единства и дифференциации совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, а в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, и на властном подчинении одной стороны другой.

Кроме того, государство как субъект гражданского права может свободно участвовать в гражданском обороте (ГК РА, статья 128). Это означает, что относить концессионный договор к группе гражданско-правовых либо к группе административно-правовых, исходя из факта участия в них государства, не оправдано. В решении вопроса отраслевой принадлежности концессионного договора важную роль имеет также разница между методами регулирования гражданского и административного права.

В контексте концессионного договора мы имеем дело с таким субъектом, который одновременно может являться участником и гражданских, и административных отношений. Если в административно-правовых отношениях государство односторонним волеизъявлением определяет содержание и суть своих отношений с другими субъектами, то в рамках концессионного соглашения стороны равноправны и наделены автономной волей и имущественной самостоятельностью.

Конечно, последняя черта у контрагента (государства) имеет более ограниченный характер, нежели у других субъектов гражданского права, т.к. он может распределить свое имущество исключительно в определенных законом рамках и по его целевому назначению, но это не меняет равноправный статус сторон в рамках этого договора и не придает ему административного характера. Тем не менее, нужно иметь в виду, что некоторые ученые считают довольно сложной задачей применять нормы о равноправии участников гражданского оборота относительно субъектов публичного права[32].

Мы полагаем, что особая правосубъектность государства, в котором объеденены как властные привилегии, так и характерные черты субъекта хозяйственной деятельности, не должна менять природу регулируемых гражданским правом правоотношений, в которых участвует само государство, превращая их в смешанные отношения с элементами власти и подчинения. В этом случае «исчезает» рынок, и разрушается его гражданско-правовая основа[33].

Очевидно, что до заключения концессионного договора государство выполняет абсолютно административные функции, вытекающие из правомочий суверенного государства, и это для некоторых авторов становится основой для рассмотрения концессионного договора как административно-правового, либо как межотраслевого института, т.к. концессионный договор «предположительно» включает в себя элементы и публичного, и частного характера с привилегий последних.

Мы считаем, что это мнение не соответствует состоянию существующих законодательных регулирований. Известно, что правовое регулирование любых общественных отношений осуществляется государством, и регулирование само по себе всегда имеет публичный характер[34], но т.к. «концессионный договор» более узкое понятие, чем концессия, то публичные признаки могут быть присущи не самому договору, а концессии как системе правоотношений, в которой может быть одновременное применение частного и публичного права.

Как правило, заключению концессионного соглашения предшествуют разные юридические факты чисто административного характера. Это означает, что публично-правовые функции государства имеют место до заключения концессионного соглашения и ограничиваются формированием необходимых предпосылок для передачи частному субъекту права на хозяйствование в сферах, являющихся государственной монополией, или права на пользование имуществом, являющимся государственной исключительной собственностью[35].

Содействование этих двух отраслей права проявляется еще и в том, что в некоторых случаях административные акты являются основой возникновения, исполнения или прекращения гражданско-правовых отношений[36]. В этом случае административно-правовые юридические факты, предшествующие возникновению частых правоотношений, выступают в комплексе с другими, в частности, с гражданско-правовыми юридическими фактами, вследствие чего формируется сложный правовой состав, из которого вытекают гражданско-правовые последствия[37].

Таким образом, чисто гражданско-правовой характер концессионного договора, на наш взгляд, обосновывается наличием следующих признаков:

  1. взаимоотношения между сторонами в рамках предусмотренной концессии регулируются только договором;
  2. возможность согласовывания отдельных условий концессии, т.е. присутствие диспозитивного элемента;
  3. наличие взаимной ответственности у сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  4. предусмотрение гражданско-правовых процессов для изменения или прекращения концессионного соглашения.

Очевидно, что перечисленные признаки в своей совокупности подчеркивают равноправие сторон в рамках концессионного соглашения.

Читайте также:  Как написать аналитическую справку в 2019-2020 году. Примеры и образцы документов, пошаговая инструкция по написанию от А до Я.

Обобщая вышесказанное, можем отметить:

  • концессионный договор имеет чисто гражданско-правовой характер;
  • концессионный договор имеет специфический субъектный состав. Участниками договора являются, с одной стороны, государство как субъект гражданского оборота на равных основах с гражданами и юридическими лицами, и, с другой стороны, внутригосударственное или иностранное юридическое лицо;
  • для заключения данного договора, помимо автономной воли и соответствующего волеизъявления сторон, необходимы и другие, по своей природе, административного характера предпосылки, связанные с принятием соответствующего решения со стороны государства как носителя суверенной власти. Это означает, что для заключения концессионного договора, в отличие от других гражданско-правовых договоров, необходимо наличие сложного юридического состава;
  • концессионный договор независимо от характера юридических фактов, на основании которых он заключается, основан на свободном волеизъявлении сторон, имеющих равноправный статус. Для регулирования отношений между ними применяется диспозитивный метод;
  • концессионный договор имеет особую экономическую цель, связанную с привлечением инвестиций для развития и эффективного функционирования общественно значимых сфер и инфраструктур;
  • концессионный договор имеет особый предмет и объект регулирования: предмет данного договора — это недвижимое имущество, являющееся государственной исключительной собственностью, или соответствующая деятельность, а объектом данного договора является деятельность, направленная на создание, реконструкцию и/или эксплуатацию этого имущества;
  • концессионный договор заключается для выполнения долгосрочных проектов, поэтому и имеет продолжительный характер.

Обобщая, можем уверенно констатировать, что концессионный договор нуждается в собственном (отдельном) правовом регулировании как в рамках гражданского кодекса, так и в отдельном базовом законе, для полного и разностороннего регулирования.

Предлагаем для достижении этих целей ключевым считать сформулированное нами следующее определение концессионного договора:

По концессионному договору одна сторона — государство-концедент — обязуется предоставить другой стороне — коммерческому юридическому лицу — концессионеру, недвижимое имущество, являющееся своей исключительной собственностью, или делегировать исполнение некоторых из видов своей монопольной деятельности, а концессионер обязуется за свой счет строить и/или реконструировать переданное недвижимое имущество, эксплуатируя это имущество, или распространять деятельность, пользуясь этим имуществом, или исполнять делегированные ему функции, а также платить предусмотренные договором концессионную и другие платы, а после окончания срока договора передать в собственность концедента построенные новые объекты или вернуть объекты, ранее принадлежащие ему.

Концессионный договор. Понятие, виды, порядок заключения

1.Концессионный договор – договор, заключаемый с инвесторами на определенный срок на возмездной основе о передаче права на осуществление на территории отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства либо право пользования имуществом, находящимся только в собственности государства.

Предметом концессионного договора являются:

1)недра, воды, леса, земли, а также иное имущество, которое находится только в собственности государства
2)право на осуществление отдельных видов деятельности, на которые закреплено законодательством исключительное право государства

Указом Президента №44 от 28.01.2008г. Об утверждении перечня объектов, предлагаемых для передачи в концессию. К этим объектам относятся:
1)месторождения гипса
2)месторождения железных руд
3)месторождения глины

Стороны концессионного договора:
1) в лице правительства или уполномоченного им органа государственного управления (концессионный орган)
2)национальные инвесторы, в том числе юр.лица частной формы собственности, либо юр.лица, в имуществе которых доля государства составляет не более 25%, а также иностранные инвесторы (концессионеры)

2.Существуют следующие виды:

1)полный концессионный договор – договор, в соответствии с которым за концессионером сохраняется право собственности на произведенную им продукцию. При этом, если иное не установлено договором, концессионер уплачивает все предусмотренные налоги и иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством.

2)договор о разделе продукции –договор, в соответствии с которым произведенная концессионером продукция делиться между концессионером и в определенным размерах, определенных договором. При этом концессионер в соответствии с договором полностью или частично освобождается от уплаты налогов или иных обязательных платежей.

3)об оказании услуг (выполнении работ) – договор, в соответствии с которым право собственности на произведенную по договору продукцию передается полностью, а концессионер за оказанные услуги получает вознаграждение.

При заключении концессионного договора об оказании услуг с риском, вознаграждение концессионеру выплачивается лишь при условии достижения концессионером результата, предусмотренного в договоре. При заключении концессионного договора об оказании услуг без риска, вознаграждение концессионеру выплачивается за оказанные им услуги вне зависимости от достигнутого результата.

3.Концессионный договор заключается по итогам проведения торгов. Участвовать в торгах имеют право лица, которые могут быть стороной инвестиционного договора или концессионного договора. Организатором торгов выступают РОГУ, а также облисполком.

Организаторы торгов выполняют следующие функции:
1)устанавливает дату проведения торгов
2)определяет размер задатка, при этом задаток не может быть более 10% от стоимости объекта торгов
3)определяет дату окончания приема документов для участия в торгах
4)осуществляет публикацию в СМИ о проведении торгов
5)определяет условия конкурса
6)создает комиссию по проведению торгов
7)принимает заявки на участие в торгах
8)заключает по результатам торгов концессионные договоры

Проведением торгов занимается комиссия, в состав комиссии включается представители организатора торгов, независимые эксперты. При создании комиссии назначается председатель, заместитель председателя, секретарь комиссии. Решение комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов, председатель имеет право решающего голоса.

Комиссия выполняет следующие функции:
1)оценивает предложения участников торгов, которые поводятся в форме конкурса
2)определяет участника, выигравшего торги
3)оформляет протокол о результатах торгов
4)разрешает спорные вопросы, возникающие в ходе торгов

Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее, чем за 90 дней до начала проведения. В извещении указывается:
1)форма проведения торгов (конкурс, аукцион)
2)наименование организатора торгов
3)общая характеристика того объекта, который выставляется на торги
4)размер задатка
5)перечень документов, представляемый для участия в торгах
6)стартовый платеж (если аукцион)
7)условия конкурса (если конкурс)
8)требования, которые предъявляются к участникам торгов
9)последний день и время окончания приема заявок и документов для участия в торгах
10)дата, время, место проведения торгов
11)срок подписания концессионного договора

Для участия в торгах предоставляются следующие документы:
1)заявка
2)копия свидетельства о государственной регистрации
3)копия документа, удостоверяющая личность инвестора
4)копия документа, подтверждающая полномочия лица, подписывающего концессионный договор
5)заключение о финансовом состоянии инвестора за 2 года, предшествующего дате обращения для участия в торгах
6)копия документа, подтверждающая внесение задатка

Порядок проведения конкурса

В указанную в извещении дату, время, место проведения торгов участники проходят заключительную регистрацию и предоставляют в комиссию в запечатанном конверте конкурсное предложение на русском и белорусском языке. Конкурсные предложения должны содержать предложения об условиях конкурса.

Председатель комиссии после объявления начала проведения конкурса в присутствии членов комиссии и участников конкурса вскрывает конверты и оглашает их. Конкурс проводится в течении не более 2 месяцев со дня его начала. В этот срок комиссия оценивает предложения участников и принимает решение об участнике, выигравшем конкурс. Участником, выигравшим конкурс признается то лицо, предложение которого соответствуют условиям конкурса и содержит лучшие условия из предложенных участниками. Конкурс признается не результативным, если из поданных участниками предложений не соответствуют условиям конкурса. Конкурс считается не состоявшимся, если заявка подана только одним участником, либо вообще не было заявок.

Порядок проведения аукциона

В день проведения аукциона участники проходят заключительную регистрацию. Аукцион проводится аукциониста. Лицом, выигравшим аукцион считается то лицо, которое предложило более высокую цену за объект. Аукцион считается не состоявшимся, если был только 1 участник или вообще их не было.

По итогам торгов комиссия дает заключение о результатах торгов и составляет протокол. Протокол составляется в 2 экземплярах, 1 – выигравшему торги, 2 – организатору.

Добавить комментарий