Преференция: что это значит простыми словами. Виды и формы преференций, способы получения льгот от государства в 2019-2020 году.

Приветствуем постоянных читателей и гостей сайта 50baksov.ru!

Что такое Преференция простыми словами и что это значит

Преференция (лат. Praeferentia — предпочтение) — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.

Преференции осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

Преференции предоставляются государством и носят адресный характер. В отношениях между государствами преференции предоставляются как на началах взаимности, так и одностороннем порядке. Основными формами преференции есть особые бюджетные режимы валютного регулирования и визовые режимы.

Преференции устанавливаются в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и любой другой кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и налоговым органом. Во многих странах широко практикуется дифференциация ставок налога на прибыль корпораций в зависимости от отрасли экономики.

На государственном уровне преференции могут быть предоставлены в одностороннем порядке или на взаимных условиях. Льготы могут быть выражены в виде снижения налогов, выгодных условий кредитования, освобождения от платежей. Очень распространена преференциальная льгота в форме скидок на таможенные пошлины.

В этом случае основная цель преференции – повышение эффективности реализации интересов государства (чаще всего со слабой экономикой), которому предоставляют преференции при ввозе товарной продукции. В российском законодательстве документ, регулирующий таможенные преференции – закон «О таможенном тарифе».

Порядок предоставления государственных и муниципальных преференций хозяйствующим субъектам

Среди правовых мер антимонопольной политики России особое место занимает регулирование предоставления хозяйствующим субъектам преференций. Данный правовой институт сформировался недавно, не получил разработки в науке конкурентного права.

Между тем в деятельности и антимонопольных , и судебных органов по этому вопросу не выработана единая практика. Поэтому изучение указанной процедуры имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение.

Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»  (далее — Закон о конкуренции) преференции — это предоставление отдельным хозяйствующим субъектам преимущества путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности.

Субъектами предоставления преференции являются — Россия, субъекты РФ и муниципальные образования в лице федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих функции указанных органов (далее — органы публичной власти).

Получателями преференции выступают хозяйствующие субъекты — коммерческая и некоммерческая организация, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с законами на основании регистрации (лицензии) или в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о конкуренции).

Объект преференции — это блага, имеющие экономическое содержание и стоимостную оценку, которые принято подразделять на три формы:

  1. имущество и иные объекты гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ);
  2. льготы, снижающие издержки деятельности хозяйствующих субъектов, к примеру пониженные ставки платы за аренду имущества;
  3. государственные или муниципальные гарантии (п. 1 ст. 329 ГК РФ, ст. 6, п. 1 ст. 115 Бюджетного кодекса РФ).

Поскольку всем им присуща гражданско-правовая природа, постольку при их определении следует исходить из норм ГК РФ. Поэтому нельзя согласиться, что объектами преференции не могут быть нематериальные блага .

Конечно, те из них, которые принадлежат личности как таковой и от нее неотделимы (ст. 150 ГК РФ, п. 2 письма ФАС РФ от 12 сентября 2007 г. N ИА/16263 ), не могут являться преференцией. Но закон  и доктрина  не исключают в качестве таковой результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Преференции предоставляются на основании правовых актов органов публичной власти (ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции), которые, носят общий характер, предусматривающий условия передачи хозяйствующим субъектам преференций, и частный — конкретизирующий основания их предоставления конкретному субъекту . Очевидно, законодатель имеет здесь ввиду нормативно-правовые предпосылки и юридические факты

Основные условия предоставления преференций:

— их предоставление не должно нарушать конкуренцию среди участников товарного рынка, ввиду чего необходимо предварительное письменное согласие антимонопольного органа;

— они предоставляются на основании актов государственных органов в порядке, определенном антимонопольным законодательством;

— предоставляются исключительно для предусмотренных законом целей;

— могут быть предоставлены только для целей осуществления деятельности, являющейся основной для хозяйствующего субъекта;

— предоставляются в виде передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав или путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий в порядке, установленном законодательством о защите конкуренции».

Думается, что речь необходимо вести об антимонопольных требованиях предоставления преференций, ибо оно a priori нарушает конкуренцию. К ним, безотносительно к тому, является такая деятельность для хозяйствующего субъекта основной или нет, относятся следующие:

1) орган публичной власти может предоставлять преференции по заявлению конкретного хозяйствующего субъекта для использования им в нормативно закрепленной социально значимой цели, к достижению которой стремится соответствующее публично-правовое образование, если она (цель) состоит в корреляции с предметом деятельности хозяйствующего субъекта;

Читайте также:  Что такое издержки простыми словами и как они считаются в финансовом и бухгалтерском учете? Виды издержек и формулы для их подсчета для чайников с комментариями экспертов.

2) получение органом публичной власти предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление хозяйствующему субъекту преференции, если иное не установлено законом;

3) предоставление органом публичной власти антимонопольному органу документа, подтверждающего соблюдение установленных ограничений, если они введены решением антимонопольного органа;

4) использование хозяйствующим субъектом преференции на цели, указанные в заявлении органа публичной власти в антимонопольный орган, о даче согласия на ее предоставление (ст. 19, 20 Закона о конкуренции).

Представление преференции протекает в форме материальных и процессуальных правовых связей

Первые складываются между органом, предоставляющим преференцию хозяйствующему субъекту, и хозяйствующим субъектом, претендующим на ее получение, и регулируются гражданским и бюджетным правом.

Вторые возникают между органом, намеренным предоставить преференцию хозяйствующему субъекту, и ФАС РФ (его подразделением) о согласовании ее представления, а также между ФАС РФ (его подразделением) и хозяйствующим субъектом, получившем преференции о ее целевом использовании, и регламентируются конкурентным правом.

Но это не означает, что в предмет института преференций не входят материальные отношения . Законодательство о конкуренции содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Причем они предопределяют субъектов и условия материально-правовых связей по передаче органом публичной власти преференции хозяйствующему субъекту (ст. 20 Закона о конкуренции).

Кто и кому может предоставить преференцию

На официальном же и общепринятом уровне обычно рассматриваются следующие виды преференций:

  1. Государство – государству
    Объединение государств в содружества – обычная практика. Страны-члены таких содружеств обычно предоставляют друг другу пониженные таможенные пошлины, повышенные квоты  на ввоз и вывоз товаров. Это и есть преференции. Хороший практический пример из этой категории – страны ЕС. Например, Германия может свободно торговать с Францией и Чехией, не уплачивая дополнительных налогов. Или ЕврАзЭС, СНГ, Асеан.
  2. Государство – внутренней структуре
    Сразу с примера: министерство внутренних дел в определённой стране показывает прогрессирующие показатели раскрытия преступлений, а министерство здравоохранения, наоборот, не справляется со своей задачей. Понятно, что при следующем распределении бюджетных средств министерство внутренних дел получит преференцию в виде повышенных выплат/ремонта здания/сниженной налоговой ставки.
  3. Государство – населению
    Другой пример – взаимодействие государства и населения. Обычно преференции распространяются на определённые группы людей или на конкретных граждан, принёсших особенно большую пользу стране. Например, пенсионеры, инвалиды и дети дошкольного возраста бесплатно пользуются общественным транспортом. Или ипотеку (что это?) по льготным ставкам выдают для молодых семей. Из той же серии: материнский капитал, декретный отпуск и т.п.
  4. Государство – предпринимателю
    В странах с развитой экономикой государство активно поддерживает малый и средний бизнес. В связи с этим определённым предпринимателям выделяются преференции: пониженные налоговые ставки, пониженные таможенные пошлины и государственные займы под низкий процент.
  5. Предприниматель – предпринимателю
    Здесь ситуация аналогична с государствами, только разворачивается в меньшем масштабе. Например, фирма-производитель рыбных консервов, может предоставить своему партнёру – фирме-производителю жестяных банок преференцию и уплачивать в бюджет часть налогов вместо неё.
  6. Предприниматель – клиенту; Клиент – предпринимателю.
    Снова лучше рассмотреть с практической точки зрения: частный производитель деревянной мебели сотрудничает с лесозаготовочным цехом на протяжении десяти лет. Начальник цеха делает для этого клиента преференцию в виде десятипроцентной скидки.В это же время мебельщик делает обратную преференцию, обеспечивая всех сотрудников цеха мебелью по сниженной цене.

Процедура согласования с антимонопольным органом предоставления преференции

Она определена ст. 20 Закона о конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденным Приказом ФАС РФ от 16 декабря 2009 г. N 841  (далее — Приказ ФАС РФ N 841).

Но их положения, как правило, не распространяются на случаи государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которые не являются преференцией (ч. 4 ст. 19 Закона о конкуренции). Также не требуется согласия антимонопольного органа, если преференция предоставляется хозяйствующему субъекту в силу подп. 1 — 4 ч. 3 ст. 19 Закона о конкуренции, хотя некоторые из этих положений вызывают вопросы.

Так, если согласно первому из них законом субъекта РФ и нормативным актом органа местного самоуправления, не предназначенным для регулирования бюджетных связей, предусмотрено предоставление преференций, то для этого необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, что влечет вопреки принципу разделения властей осуществление контроля со стороны антимонопольного органа за органами законодательной власти . Разрешение коллизии видится в закреплении права предоставления преференций на уровне этих субъектов за их исполнительными органами.

Некорректным является и четвертое исключение, так как Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  не оперирует понятием преференции, а ведет речь о мерах поддержки этих субъектов (п. 5 ст. 3) с указанием на их отдельные формы (ч. 1 ст. 16).

О поддержке идет речь и в соответствующих программах . Но при этом п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ в качестве одного из принципов поддержки данных субъектов называет ее оказание с соблюдением требований, установленных Законом о конкуренции.

Вместе с тем п. 13 ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции предусматривает предоставление преференций в целях «поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» на основании общих правил. Тем не менее многие юристы отождествляют поддержку и преференции этим субъектам , с чем нельзя согласиться, так как по своей сущности это разные категории . Поэтому п. 4 ч. 3 ст. 19 необходимо исключить из Закона о конкуренции.

Так, органы публичной власти, имеющие намерение предоставить преференцию, согласно ч. 1 ст. 20 Закона о конкуренции, подают в антимонопольный орган по установленной форме (N 5 к Приказу ФАС РФ N 841) заявление за подписью руководителя (и.о. руководителя) о даче согласия на ее предоставление.

Читайте также:  На чем можно заработать: 25 способов накопить капитал в офлайне и онлайне

Федеральные органы исполнительной власти, органы и организации, осуществляющие их функции, должны обращаться с заявлением в Центральный аппарат ФАС РФ, а территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъектов и местного самоуправления, органы и организации, осуществляющие их функции, — в территориальные органы ФАС РФ по месту нахождения органа, имеющего намерение предоставить преференцию, к которому прилагаются:

1) проект акта о предоставлении преференции с указанием цели предоставления и размера, если она предоставляется путем передачи имущества;
2) перечень видов деятельности субъекта, которому предполагается предоставить преференцию, в течение двух лет, предшествующих дню подачи заявления, а также копии документов, подтверждающих право на осуществление указанных видов деятельности (лицензии и т.п.);
3) наименование видов и объем товаров, произведенных и реализованных субъектом, которому она предоставляется, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, с указанием кодов видов продукции;
4) бухгалтерский баланс согласно Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»  субъекта по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления;
5) перечень лиц, входящих в одну группу лиц с субъектом, которому будет предоставлена преференция, по форме N 8 (Приказ ФАС РФ N 841);
6) нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующего субъекта.

При предоставлении преференции неопределенному кругу лиц

К заявлению прилагается записка о том, что преференция предоставляется не всем участникам товарного рынка, а только ее определенной части.
Документы на русском языке могут представляться на бумажном или электронном носителях. Документы на бумажном носителе должны быть пронумерованы, прошиты и заверены подписью руководителя (и.о. руководителя) органа публичной власти.

Ответственное структурное подразделение ФАС РФ рассматривает заявление о даче согласия на предоставление преференции и в срок, не превышающий одного месяца с даты их получения, принимает соответствующее решение (ч. 2 ст. 20 Закона о конкуренции).

Согласно ч. 3 и 4 ст. 20 Закона о конкуренции антимонопольный орган по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции уполномочен принять одно из следующих решений:

1) о возврате заявления по форме N 7 (Приказ ФАС РФ N 841) в случае представления заявления и (или) документов, не соответствующих установленным ч. 1 ст. 20 Закона о конкуренции требованиям;

2) об отсутствии необходимости согласия антимонопольного органа по форме N 9 (Приказ ФАС РФ N 841) — в случае, если действия, на осуществление которых испрашивается согласие антимонопольного органа, не являются преференцией;

3) о даче согласия на предоставление преференции по форме N 10 (Приказ ФАС РФ N 841) — если преференция предоставляется в целях, указанных в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, и ее предоставление не может привести к устранению или недопущению конкуренции;

4) о продлении не более чем на 2 месяца срока рассмотрения заявления по форме N 11 (Приказ ФАС РФ N 841) — если необходимо получить дополнительную информацию потому, что предоставление преференции может привести к устранению или недопущению конкуренции либо такая преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции;

5) об отказе в предоставлении преференции по форме N 12 (Приказ ФАС РФ N 841) — если преференция не соответствует целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, или ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции;

6) о даче согласия на предоставление преференции с введением ограничения в отношении предоставления преференции по форме N 13 (Приказ ФАС РФ N 841) — если по результатам рассмотрения установлено, что для обеспечения соответствия целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, и уменьшения ее негативного влияния на конкуренцию необходимо введение ограничения в отношении предоставления такой преференции.

В решении указывается обоснование применения ограничений, конкретный перечень которых определяется антимонопольным органом в месячный срок с даты предоставления преференции. С учетом этого заявитель обязан представить документы, подтверждающие соблюдение данных ограничений.

Подготовленный исполнителем проект решения в течение трех рабочих дней визируется руководителем ответственного структурного подразделения и направляется на подпись руководителю (заместителю руководителя) антимонопольного органа, который подписывает проект решения в течение двух рабочих дней.

В случае отсутствия оснований для принятия решения проект возвращается на доработку в ответственное структурное подразделение, которое осуществляется в срок не позднее чем за пять рабочих дней до окончания срока рассмотрения заявления.

О принятии решения по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление преференции антимонопольный орган уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении, с приложением удостоверенной копии указанного решения в течение одного рабочего дня с момента его регистрации.

Анализ процедуры о даче согласия на предоставление преференции свидетельствует о ее транспарентности. Однако целесообразно согласительную процедуру заменить на уведомительную и ввести обязательную отчетность хозяйствующих субъектов об использовании преференции, что упростит процедуру получения преференций и сделает ее максимально гласной .

Формы и виды преференций

Льготы предоставляются в форме:

1.Полное освобождение от уплаты пошлины

2.Возврат ранее уплаченной пошлины

3.Квоты на льготный провоз товаров

Преференциальная зона – это форма межгосударственной интеграции с обоюдным снижением или полной отменой пошлин на-импортируемые товары для ряда государств.

Преференциальный режим – льготные условия в схеме ведения внешнеэкономических связей между двумя государствами.

Преференциальная пошлина – схема, при которой существует перечень стран, которые имеют право на ввоз в конкретную страну определённых строго оговорённых товаров по сниженным пошлинам, либо вообще без уплаты таможенных сборов.

Читайте также:  Как отправить деньги на Украину из России в 2019 году. Самые быстрые и недорогие службы и сервисы с низкой комиссией.

Как мы знаем, по этим принципам в мире сложилось несколько таможенным союзов, в частности, наиболее крупнейший из них — Европейское сообщество, объединяющее 12 государств.

Преференциальные товары — государственными структурами определяется перечень ввозимых товаров со льготными таможенными пошлинами.

Сокращённые ставки по ввозимым товарам носят также названия «недискриминационных».
В конечном итоге, целью таможенных союзов является создание условий для свободного движения товаров, услуг и капитала.

В экономической практике встречается понятие преференциального голосования. Оно позволяет проводить выборы с использованием только одного тура и исключает возможность перебаллотировки.

Схема чрезвычайно проста: в избирательном бюллетене необходимо указывать свои предпочтения (то есть, преференции), указав порядковый номер кандидата по принципу:

кто наиболее достоин занять данную выборную должность отмечается цифрой 1, кто окажется на втором месте среди предложенных претендентов -2, и так далее расставляются цифры по всем предложенным кандидатурам.

Налоговые преференции

Инвестиционные налоговые преференции это льгота по предоставлению освобождения от уплаты корпоративного подоходного налога, заключающееся в отнесении на вычеты стоимости объектов преференций и (или) последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

С 1 января 2009 года упрощен порядок получения инвестиционных налоговых преференций. Если раньше для получения налоговой преференций необходимо было заключение контракта с Комитетом по инвестициям, то теперь налогоплательщик может самостоятельно применить льготную норму по применению преференции без получения соответствующего разрешения.

При этом, право на применение преференций имеют юридические лица РК, за исключением нижеследующих: 

  • налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территориях специальных экономических зон.
  • налогоплательщиков, осуществляющих производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а именно всех видов спирта, алкогольной продукций, пиво с объемным содержанием этилового спирта не более 0,5 % и табачных изделий.
  • налогоплательщиков применяющих специальный налоговый режим для юридических лиц производителей сельскохозяйственной продукций и сельских потребительских кооперативов.

Инвестиционные налоговые преференций применяются по выбору налогоплательщика в соответствии требованиями статей 123-125 Налогового Кодекса и ст. 15 Закона РК о введении в действие Налогового кодекса, применение которых заключается в отнесении на вычеты по корпоративному подоходному налогу (КПН) стоимости объектов преференций и последующих расходов на реконструкцию, модернизацию.

С 1 января 2010 года редакция статьей 15 Закона о введении Налогового Кодекса и статьи 123 Налогового Кодекса РК, которые приостановлены до 2012 года, одинаковы. Поэтому нормы указанных статей действую равнозначно.

С 1 января 2009 года инвестиционные налоговые преференции не предоставляются по земельному налогу и налогу на имущество.

Согласно п. 7 ст. 123 Налогового Кодекса РК недропользователи вправе применить преференции лишь с разрешения Правительства РК по:

1) объектам преференций, предназначенным для использования (используемым) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года, по которым добыча после коммерческого обнаружения полезных ископаемых начата в этот же период;

2) последующим расходам на реконструкцию, модернизацию зданий и сооружений производственного назначения, машин и оборудования, предназначенных для использования (используемых) в деятельности, осуществляемой в рамках контракта (контрактов) на добычу полезных ископаемых, заключенного (заключенных) в период с 1 января 2009 года до 1 января 2012 года.

При этом, недропользователи, которым разрешено применение преференций, не имеют права на исчислять амортизационные отчисления по двойным нормам согласно пункта 6 статьи 120 Налогового Кодекса.

Льготные выплаты

Последний и, пожалуй, самый распространённый вид преференций – льготные выплаты для населения. Они различны для каждой страны, но из распространённых можно выделить такие:

  1. Пособия 
    Пособия по безработице, по инвалидности, по потере кормильца – все относятся к классическим преференциям.
  2. Надбавки за стаж и работу в тяжёлых условиях
    Тут далеко за примером ходить не надо. Многие слышали, что весной 2018 года в России обсуждался законопроект о повышении пенсии на тысячу рублей для людей, проработавших в селе больше тридцати лет, но мало кто соотнес, что это пенсионная преференция.
  3. Выделение государственного жилья и транспорта
    Людям, работающим на государство, в особенности сотрудникам силовых и экономических структур, выделяются служебные квартиры и машины. Исходя из этого можно сказать о преференции, что это такое вознаграждение, чаще всего материальное.

Государственные кредиты

Сколько бы в народе ни шутили про государственную ипотеку, сколько бы её ни ругали – она всё равно остаётся преференцией. Действительно, у неё следующие признаки:

  1. Выдаётся от государства для гражданина;
  2. Растянута на максимально длинный срок (выделять большую сумму из бюджета не очень удобно, несмотря на будущую прибыль);
  3. Имеет сниженную процентную ставку.

Кроме этого, государство на постоянной основе выделяют кредиты под развитие бизнеса, строительство и прочие начинания жителей.

Преференции и санкции

Рассматривая преференции, нельзя не упомянуть и их прямую противоположность – это санкции. Этот термин также собирательный. Он подразумевает совокупность штрафных мер, наложенных на государство, инстанцию или частное лицо.

Однако, в отличие от преференций, в системе санкций прослеживается четкая иерархическая структура. Проще говоря, санкции идут строго сверху вниз.

Подводим итоги

Для лучшего усвоения прочитанного стоит ещё раз тезисно просмотреть основные факты:

  1. Преференция – это собирательный термин, подразумевающий какую-либо льготу.
  2. Чаще всего преференцию предоставляют на государственном уровне, однако встречаются и более низкоранговые случаи.
  3. Основные виды преференций: льготы, налоговые скидки, перерасчёт кредитов.
  4. Антоним к слову преференция – санкция. Санкция подразумевает какое-либо наказание.

На этом краткое ознакомление с термином завершено. Важно понимать в области преференций, что это постоянно меняющиеся вещи, то есть, чтобы быть в курсе необходимо смотреть новости и читать свежие законопроекты.

Пожалуйста, поделитесь этой статьей в любой из социальных сетей:
Добавить комментарий