Что такое ратификация простыми словами. Зачем она нужна и к чему обязывает подписантов?

О ратификации Российской Федерацией Лиссабонской Конвенции по признанию

Хороших доходов всем новым и постоянным читателям сайта 50baksov.ru! В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2000 года N 65-ФЗ Генеральному секретарю Совета Европы 25 мая 2000 года переданы ратификационные грамоты о присоединении Российской Федерации к совместной Конвенции Совета Европы и ЮНЕСКО о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Регионе Европы (Лиссабон, апрель 1997 года).

Это означает, что с 1 июля 2000 года Конвенция вступит в силу в отношении Российской Федерации. Текст Конвенции и официального Пояснительного доклада к Конвенции составлен на русском, английском, французском и испанском языках.

Присоединение к данной Конвенции дает возможность войти в единое правовое поле в этой области с 54 государствами — потенциальными участниками Конвенции, которыми являются все государства Европы, СНГ, а также Австралия, Израиль, Канада, США, где проблема признания российских документов об образовании стоит особенно остро.

Конвенция объединяет самые разные документы об образовании, которые названы в ней «квалификациями», — школьные аттестаты и дипломы о начальном профессиональном образовании [с получением среднего (полного) общего образования]; все дипломы о среднем, высшем и послевузовском профессиональном образовании, включая дипломы доктора наук; академические справки о прохождении периодов обучения.

Из Конвенции вытекает, что она распространяется на российские документы государственного образца, которые официально признаны в России, независимо от того, выданы они государственными или негосударственными учебными заведениями. Основное назначение Конвенции — согласовать общие принципы признания для продолжения образования.

Конвенция говорит, что признаются те зарубежные квалификации, которые не имеют существенной разницы с соответствующими квалификациями в принимающей стране. Пояснительный доклад уточняет, что под разницей могут пониматься отличия, заметным образом затрагивающие содержание учебных планов, отсутствие в образовательной программе части важных дисциплин, отличия академических и профессионально ориентированных программ в объеме учебной нагрузки, в наличии итоговой квалификационной работы и так далее.

Отрицательное решение о признании считается справедливым, если оценка документа проводилась объективно. Доказывать существенность различий должна принимающая сторона на основе открытых и ясных критериев. Недопустима какая-либо дискриминация документов об образовании, не относящаяся к их значимости. Это гарантирует равенство подходов в оценке документов об образовании. Признание ведется органами, официально уполномоченными на это в соответствии с национальным законодательством (в Российской Федерации — Минобразование России).

Хотя ответственность за информацию, передаваемую с просьбой о признании, несет заявитель, Конвенция подчеркивает ответственность учебных заведений за предоставление своим бывшим учащимся или компетентным органам, занимающимся признанием, информации, необходимой для оценки документов об образовании, в том числе выписок из архивных документов, данных о пройденных учебных курсах.

Конвенция обязывает государства предоставлять всю имеющуюся информацию, касающуюся лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений и программ, в том числе используемых для этой цели методов, стандартов, критериев и результатов. Из материалов Конвенции следует, что отсутствие или неудовлетворительность этой информации может служить причиной отказа в признании документов об образовании, выдаваемых в этом государстве.

Для помощи в обмене информацией используются национальные информационные центры по академическому признанию и мобильности (тел.: 434-26-01), для координации действий по осуществлению Конвенции учрежден Комитет Конвенции, в который входит российский представитель (тел.: 954-72-07).

Ратификация Конвенции не означает, что все вопросы признания документов об образовании решены. Российская Федерация использует и будет использовать впредь другие возможности защиты российских дипломов и аттестатов, в том числе подготовку двусторонних межправительственных договоров, устанавливающих конкретные соответствия документов об образовании, академических и профессиональных прав их обладателей.

Исходя из практики Совета Европы и ЮНЕСКО при анализе положений новой Конвенции, можно видеть, что Конвенция дает импульс к созданию временных и постоянных международных экспертных групп, цель которых — обеспечить ее оптимальную реализацию, предложить конкретные способы осуществления ее положений.

Фактически работа этих групп уже идет, и их решения вместе с текстом Конвенции будут той нормативно-методической базой, на которой будет строиться в обозримом будущем международная практика признания документов об образовании.

Важно, что в работе этих групп принимают участие российские специалисты, поэтому можно быть уверенными, что к российским аттестатам, дипломам и свидетельствам будут относиться с теми же мерками, что и ко всем другим, без всяких предубеждений.

В Преамбуле Конвенция постулирует всемерное уважение к существующему разнообразию систем образования в Регионе Европы и отмечает, что такое многообразие является его исключительным достоянием. Система образования Российской Федерации занимает весьма уважаемое место в мире, и ничто в Конвенции не обязывает нас проводить какие-либо специальные дополнительные реформы.

Ратификация как акт официального подтверждения согласия государств на обязательность международного договора

В современном мире, в условиях все большей интеграции и взаимодействия государств, заметно возросла роль международных договоров как нормативно-правовой основы международного сотрудничества государств. Договоры позволяют согласовывать интересы, позиции и действия субъектов международного права.

Они заключаются для четкого юридического установления и закрепления взаимных прав и обязанностей договаривающихся сторон. Договорная форма регулирования международных отношений определяет устойчивость и преемственность развития мирового порядка. Этим обусловлено принятие в 1969 и 1986 годах универсальных конвенций о праве международных договоров, а также широкомасштабная практика принятия суверенными государствами нормативных правовых актов о порядке заключения и исполнения международных договоров.

Одной из особенностей международного права является то, что «процесс заключения международного договора есть процесс согласования воли государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договоров».

Читайте также:  Куда жаловаться на страховую компанию: пошаговая инструкция от А до Я со всеми подробностями. Актуально на 2019-2020 год. Детальная информация с комментариями экспертов

Международная практика свидетельствует о том, что заключительной и юридически значимой стадией в процессе заключения договорных отношений между государствами является выражение согласия государства на обязательность для него международного договора. «Юридические действия, предусмотренные в статьях 9 и 10 Венской конвенции о праве международных договоров, в том числе и голосование за принятие текста договора в целом, — комментирует Талалаев А.Н., — не могут рассматриваться как выражение согласия государства на обязательность для него самого международного договора. Такая обязательность наступает только в результате изъявления согласия государства как такового» [2].

Каждый правомерно вступивший в силу международный договор налагает обязательства на всех государств – участников. Вступление в силу международного договора указывает определенный момент, с которого он начинает действовать, как юридический акт. В тексте договора всегда указывается момент его вступления в силу.

Если международный договор не вступает в силу в момент подписания, это означает, что необходима его ратификация. Ратификация международных договоров Республики Казахстан осуществляется высшим представительным органом власти (Парламентом Республики Казахстан), что подчеркивает особую важность ратификации соглашения.

Термин «ратификация» происходит от латинского сочетания ratum facere — юридически действительный, имеющий законную силу. Ратификацию можно рассматривать как средство реализации намерений договаривающихся сторон и как окончательное одобрение действий соответствующих исполнительных властей, проводящих переговоры о заключении международных договоров.

Институт ратификации в своем историческом развитии претерпел определенные изменения, которые вызывались конкретными социально-экономическими условиями. В деспотических государствах древности, а также в государствах феодальной эпохи уполномоченные на ведение переговоров о заключении международных договоров выступали в качестве личных представителей монархов.

В силу этих обстоятельств институт ратификации испытывал на себе влияние личных отношений между руководителем государства и его представителями. Если уполномоченные лица при заключении договора действовали в пределах предоставленных им полномочий, то это означало, что они полностью выполняли волю главы государства.

В связи с этим в науке международного права того времени утвердился взгляд, что заключенный в рамках предоставленных полномочий договор подлежит обязательному одобрению главой государства, или, иначе, ратификации верховным органом. Если же уполномоченные превышали свои права и пренебрегали указаниями главы государства, то последний получал неоспоримое право отказаться от ратификации и отклонить представленный проект договора.

Таким образом, ратификация изначально выступала как мера проверки, насколько точно соблюдены и выполнены полномочия. Если договор был заключён с превышением полномочий, то глава государства, либо отказывался его одобрить, либо признавал его приемлемым и тем самым одобрял действия своих уполномоченных, совершённые по их личной инициативе.

В условиях современной правовой государственности ратификация представляет собой одну из составных частей механизма сдержек и противовесов – у исполнительной власти сосредоточились полномочия на заключение международных договоров, в то время как законодательная власть получила право контроля за деятельностью исполнительной власти, включая контроль за заключением международных договоров.

Поэтому институт ратификации можно рассматривать как меру контроля законодательной власти за властью исполнительной.

Как пишет Талалаев А.Н., ратификация международного договора – это утверждение договора высшим органом государства, являющееся способом выражения согласия на обязательность договора. Она воплощается в двух различных актах: международном — ратификационной грамоте и внутригосударственном нормативном акте, которые соответствуют двум функциям ратификации: международной и внутригосударственной [3].

Во внутригосударственном аспекте ратификация представляет собой регулируемый национальным правом процесс утверждения международных договоров высшими органами государства [4]. Под ратификацией в международном аспекте понимается акт высших органов государства, выражающий окончательное одобрение договора и согласие на его обязательность.

Именно так в таком плане ратификация определяется Венскими конвенциями и поэтому именуется «международным актом» [5].

Однако следует отметить, что ратификация договора не является обязательной стадией заключения международного договора. Иными словами заключение не каждого международного договора влечет за собой его ратификацию. В Комиссии международного права положение статьи 12 первоначального проекта статей о праве международных договоров о том, что «в принципе международный договор нуждается в ратификации», встретило серьезную критику большинства и не вошло в окончательный проект.

Тем не менее, в тех случаях, когда международный договор подлежит ратификации, эта стадия является очень важной в процессе заключения договора. Учитывая то, что ратификация – это акт официального подтверждения высшего органа государства, она является высшей и наиболее авторитетной формой выражения согласия государства на обязательность для него международного договора.

В Республике Казахстан это положение подтверждается, в частности тем, что только международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами [6].

Необходимость ратификации не связывается, как было ранее, с нарушением представителями, подписавшими договор, данных им полномочий или с  их отсутствием. Вместе с тем, государство не обязано ратифицировать международное соглашение, подписанное его представителем, более того, оно может отказаться от ратификации без каких — либо объяснений.

Необходимость обязательной ратификации каждого международного соглашения не вытекала из международного права до принятия Венской конвенции о праве международных договоров, не произошло этого и после. В связи с этим, только наиболее значимые договоры обычно проходят процедуру ратификации, другие, менее существенные – не сопровождаются такой процедурой.

Все проекты кодексов или конвенции норм договорного права, учитывая практику и высказывания большинства ученых по международному праву, не рассматривали ратификацию в качестве обязательного и необходимого условия для каждого международного договора [7].

Так как текст договора без подписи не может быть представлен к утверждению верховной властью, акт подписания следует считать необходимым предварительным условием для ратификации, свидетельствующим о том, что текст договора во всех частях согласован и не может быть изменен сторонами.

Читайте также:  Коммерческая тайна и подписка о неразглашении простыми словами. Как правильно составить и оформить, примеры и образцы, актуальные в 2019-2020 году

Международный договор необходимо ратифицировать в целом. Лозовик М.П. отмечает, что согласие на обязательность договора дается на юридическую обязательность международного договора в целом – от преамбулы или вводных статей до заключительной части договора [8].

Ратификация лишь части договора не является правомерной, если в тексте не содержится оговорки о допустимости ратификации договора в какой – либо его отдельной части. Во внутригосударственный акт о ратификации включаются сделанные при подписании договора оговорки и подписания.

Могут также включаться заявления ратифицирующего органа, в частности о толковании отдельных положений. Включение в ратификационный акт каких – либо поправок или изменений не допустимо. Важность такого института как ратификация обуславливается не только юридическими, но и политическими представлениями.

Ратификация дает возможность еще раз обсудить содержание подписанного договора, проконтролировать действия исполнительной власти и ее уполномоченных при заключении договора, а также при необходимости подготовить общественное мнение к вступлению договора в силу.

Ратификация международных договоров, ратификационные грамоты

Ратификация — это один способов выражения согласия государств на обязательность договора. Как правило, ратификация осуществляется высшим органом государственной власти — парламентом либо главой государства.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились договаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Законодательные акты государств предусматривают, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрение также являются способами выражения согласия на обязательность договора. Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон. Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом, органом исполнительной власти, от имени которого заключен договор.

Присоединение используется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу. Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу. Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами (нотами или письмами), образующими договор.

Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки.

В соответствии со ст. 2 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государ ством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора. Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку. Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон. Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляются в письменной форме.

Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами. Такими документами служат ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст. 16 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение.

Венские конвенции 1969 и 1986 гг. (ст. 16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18). Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производится, если стороны не договорились об ином, МИД России либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или российским представительством при международной организации (ст. 19).

Читайте также:  Что такое кадастр простыми словами и зачем он нужен? Пошаговая инструкция по использованию от А до Я для чайников с комментариями экспертов.

Депозитарий и его функции

Депозитарий. Депозитарием называется хранитель подлинника многостороннего договора и всех относящихся к нему документов (заявлений, оговорок, ратификационных грамот, документов о принятии, присоединении, денонсации и т.д.). Депозитарием может быть одно или несколько государств, международная организация или главное административное должностное лицо такой организации (например, Генеральный секретарь ООН является депозитарием Пактов о правах человека 1966 г.).

Если депозитариями являются несколько государств (например, по Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г. депозитариями являются правительства Российской Федерации, Великобритании и США), то можно сдать документы, относящиеся к данному договору, одному из указанных правительств.

Права и обязанности депозитария установлены Венской конвенцией 1969 г. (ст. 77), но иногда они определяются в самом многостороннем договоре. Функции депозитария состоят:

а) в хранении подлинного текста многостороннего договора и переданных депозитарию полномочий;

б) в подготовке заверенных копий с подлинного текста и подготовке любых иных текстов договора на таких других языках, которые могут быть предусмотрены договором, а также в препровождении их участникам и государствам, имеющим право становиться участниками договора;

в) в получении подписей под договором, в информировании участников о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; г) в информации государств о том, когда число подписей, ратификационных грамот или документов о принятии, утверждении или присоединении, необходимых для вступления договора в силу, было получено или депонировано; д) в регистрации договора в Секретариате ООН.

Вступление в силу международных договоров

Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст. 26 Венских конвенций 1969 и 1986 гг., каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda).

В соответствии со ст. 24 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками. Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот.

При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции по морскому праву 1982 г. предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60-й ратификационной грамоты или документа о присоединении.

В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г. указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Иногда договор не предусматривает дату его вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, согласие на обязательность которых выражается в форме подписания. Предполагается, что момент вступления таких договоров в силу совпадает с датой их подписания.

Договор вызывает юридические последствия, т.е. создает права и налагает обязанности на участников, лишь с момента его вступления в силу. Иными словами, договор не имеет обратной силы. Однако международное право не препятствует участникам договора условится о том, чтобы распространить действие договора в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты. Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Международная практика свидетельствует, что государства и другие субъекты иногда заинтересованы во временном применении отдельных положений или всего договора до его вступления в силу. Обычно это относятся к договорам, которые предусматривают ратификацию, принятие, утверждение либо присоединение.

Временное применение осуществляется лишь в том случае, если сам договор предусматривает такую возможность либо участники переговоров по заключению договора условились об этом. Данная возможность закреплена в ст. 25 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.

Вступление договора в силу связано со сроком действия, который обычно устанавливается в договоре.

Договоры могут заключаться на определенный срок (срочные договоры), на неопределенный срок, без указания срока действия либо с указанием на бессрочность действия.

На определенный срок могут заключаться как двусторонние, так и многосторонние договоры. Некоторые двусторонние договоры содержат условие, что по истечении указанного в договоре срока он будет оставаться в силе до тех пор, пока один из участников не заявит о своем выходе из договора.

Другие договоры предусматривают, что по истечении времени, на которое они были заключены, их действие будет автоматически продлеваться на определенные сроки, например на три года, пять лет или на больший срок. Продление договора будет осуществляться до тех пор, пока один из участников не денонсирует договор либо откажется продлевать его действие. Продление договора называется пролонгацией.

Кроме приведенных случаев, пролонгация может быть осуществлена на основании специального соглашения в отношении договора, срок которого истекает. Если договор прекратил свое действие и стороны специально договорились о продлении его действия, то такое продление называется восстановлением или возобновлением действия договора.

Пожалуйста, поделитесь этой статьей в любой из социальных сетей:
Добавить комментарий