Как рассчитать налог на имущество: подборка самых простых и понятных способов. Формулы и объяснения «для чайников»

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:

Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта 50baksov.ru!

Расчет годового налога на имущество имеет варианты, зависящие не только от вида используемой налоговой базы, но и от ряда других обстоятельств. Рассмотрим, как считается налог для годовой отчетности по нему.

Под обложение налогом на имущество у юрлица попадают объекты, составляющие его основные средства, т. е. движимое и недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). В общем случае начисление налога осуществляется от такой расчетной величины, как средняя (для года — среднегодовая) стоимость всего имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Расчет налога на имущество: самые простые способы

В учетной политике указано, что амортизация начисляется линейным способом. Срок полезного использования для объекта основных средств предусмотрен — 40 месяцев.

Таким образом, первое начисление амортизации произойдет в январе 2013 года.нужно будет заплатить только за 2013 год с уплатой авансовых платежей в установленном режиме, потому что основное средство поступило в организацию после 15 числа. Месячная сумма амортизационных отчислений, в соответствии с заявленным условием, составит 1 354 рубля.

Для того чтобы определить налоговую базу, следует составить аналитическую таблицу 1. Комментарий к расчету остаточной стоимости имущества: Остаточная стоимость имущества на 1 числа месяца рассчитывается как разница остаточной стоимости имущества на 1 число предыдущего месяца и начисленной за этот месяц амортизации.

Как рассчитать среднегодовую стоимость имущества

России от 30 декабря 2004 г. № 03-06-01-02/26. Такой же порядок применяют, когда происходит реорганизация в середине года. На это указано в письме Минфина России от 24 февраля 2012 г. № 07-02-06/28.

Пример определения среднегодовой стоимости основных средств для расчета налога на имущество. Организация ведет деятельность в течение неполного календарного года ООО «Альфа» создано 10 июля.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств, признаваемых объектами обложения налогом на имущество, равна:

  • на 1 августа – 6 000 000 руб.;
  • на 1 сентября – 5950 000 руб.;
  • на 1 октября – 5 800 000 руб.;
  • на 1 ноября – 5 750 000 руб.;
  • на 1 декабря – 5 700 000 руб.;
  • на 31 декабря (с учетом операций, отраженных в бухучете в течение 31 декабря) – 5 650 000 руб.

Средняя стоимость имущества за девять месяцев составляет:(6 000 000 руб.)

При этом их материальная, «вещная» форма сохраняется. Поэтому необходим постоянный учет и корректировка в балансе их стоимости, что позволит отразить и форму актива, и количество «перенесенной» стоимости (амортизацию). Кроме того, поскольку основные средства (ОС) находятся в динамике, в течение отчетного периода они могут:

  • переменить свое качественное состояние;
  • получить «апгрейд» и тем самым прибавить в стоимости;
  • устареть физически и морально;
  • изменить общий объем (организация списала, продала или приобрела имущественные активы).

ВАЖНО! Отсюда следует, что в начале отчетного года остаточная стоимость основных средств может резко отличаться от показателей на конец этого периода. Именно поэтому в расчетах используются средние величины, что повышает точность и достоверность производимого учета и отражения стоимости средств на балансе.

Как грамотно произвести расчет, чтобы не переплатить

Особый порядок определения налоговой базы действует в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории нескольких субъектов РФ (трубопроводы, электросети, железнодорожные магистрали и т. п.). Налоговую базу в этом случае определяйте раздельно. То есть долю налоговой базы, которая относится к тому или иному региону, следует рассчитывать пропорционально части стоимости объекта, расположенного в соответствующем регионе.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 376 Налогового кодекса РФ. Некоторые особенности имеет порядок определения налоговой базы организациями, на балансе которых имеются объекты транспортной инфраструктуры.

Они вправе уменьшать базу по налогу на имущество на стоимость законченных капвложений в строительство, модернизацию и реконструкцию:

  • судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях России.

Калькулятор налога на имущество организаций

Так вот, на таких лиц нужно сдавать и СЗВ-М, и СЗВ-СТАЖ! < … При оплате «детских» больничных придется быть внимательнее Листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 7 лет будет оформляться на весь период болезни без каких-либо ограничений по срокам.

Но будьте внимательны: порядок оплаты «детского» больничного остался прежним! < … Компенсация за неиспользованный отпуск: десять с половиной месяцев идут за год При увольнении сотрудника, проработавшего в организации 11 месяцев, компенсацию за неиспользованный отпуск ему нужно выплатить как за полный рабочий год (п.28 Правил)

НКТ СССР 30.04.1930 № 169). Но иногда эти 11 месяцев не такие уж и отработанные. < … Онлайн-ККТ: кому можно не торопиться с покупкой кассы Отдельные представители бизнеса могут не применять онлайн-ККТ до 01.07.2019 года.

Налог на имущество организаций. формула расчета, ставка, основные аспекты

Июнь 9 116 568 руб. (16 000 000 руб. – (98 мес. × 69 444 руб.) – (1 мес. × 77 920 руб.)) Июль 9 038 648 руб. (16 000 000 руб. – (98 мес. × 69 444 руб.) – (2 мес. × 77 920 руб.)) Средняя стоимость за I квартал составила:8 368 098 руб. ((8 472 264 руб. + 8 402 820 руб. + 8 333 376 руб. + 8 263 932 руб.) : 4 мес.) Авансовый платеж за I квартал составил:46 025 руб. (8 368 098 руб. × 2,2% : 4) Средняя стоимость за полугодие составила:8 688 865 руб. ((8 472 264 руб. + 8 402 820 руб. + 8 333 376 руб. + 8 263 932 руб. + 9 194 448 руб. + 9 116 568 руб. + 9 038 648 руб.) : 7 мес.) Авансовый платеж за полугодие составил:47 789 руб. (8 688 865 руб.)

Расчет налога на имущество организаций

  • расположенному по местонахождению головного отделения российской организации или постоянного представительства иностранной;
  • каждого обособленного подразделения с отдельным балансом;
  • вне местонахождения организации (отдельно по каждому объекту);
  • входящему в состав Единой системы газоснабжения;
  • налог с которого считают исходя из кадастровой стоимости;
  • облагаемому по разным налоговым ставкам;
  • задействованному в рамках договора простого или инвестиционного товарищества;
  • переданному в доверительное управление или приобретенному в рамках такого договора;
  • при исполнении концессионных соглашений.

Это следует из положений пункта 1 статьи 376, статей 377, 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса РФ.

Кто платит этот налог, объекты налогообложения

Плательщики налога – владельцы собственности, за которую нужно платить отчисления. Основной критерий при определении объекта – наличие прав собственности на имущество.

НК РФ определило следующие объекты, подлежащие налогообложению:

  • Жилые помещения – квартиры или комнаты.
  • Гаражи или места стоянки.
  • Объекты незавершенного строительства.
  • Объекты, не имеющие целевого назначения.
  • Дома для проживания, которые расположены на участках, предназначенных для личного использования.

В случае, если вы в течение отчетного года не пользовались имуществом, это не освобождает от уплаты налога. А вот объекты, являющиеся элементом общего владения, под налогообложение не подпадают.

Есть ли льготы по налогу на имущество?

Законодательство РФ предусмотрело некоторые льготы по уплате налога для некоторых категорий лиц. К примеру, ими могут воспользоваться те граждане России, которые принимали участие в мероприятиях, направленных на сохранение целостности границ, инвалиды, которые получили ранения и увечья во время службы.

Налог на имущество физлиц

Кроме того, полностью либо частично освобождают от уплаты данного налога военных пенсионеров. Чтобы получить льготу или узнать о ее наличии, нужно обратиться в налоговую по месту жительства или расположения объекта.

Стоит сразу оговориться, что в поселках городского типа на т есть ограничения, поскольку в таких регионах применяется способ усеченного расчета размера данной пошлины. Некоторым плательщикам могут быть предоставлены индивидуальные льготы, однако для этого стоит обратиться в местные муниципальные органы.

Правильно определяем налоговую стоимость имущества

Чтобы понять, как проводится расчет налога на имущество, сначала следует изучить главные критерии, использующиеся при проведении расчетов.

Один из самых удобных способов расчета налога для физлиц – метод инвентаризационной стоимости. Основанием для расчета в данном случае является налоговая база – она формируется в виде общей стоимости инвентаризационного типа имущества по итогу начала месяца каждого года. Чтобы определить, нужно сложить стоимость всех составляющих объекта, учитывая требования региона, где расположен объект.

Также при расчете стоит учитывать степень износа и динамику изменения стоимости строительных материалов, из которых был построен объект.

Таким образом, чтобы правильно провести расчет налога на имущество физических лиц, нужно верно определить стоимость инвентаризационного типа, принимая во внимание физический износ объекта. При этом все показатели должны быть откорректированы при проведении оценки. Для получения данных, необходимых для определения восстановительной стоимости, нужно обратиться к специализированным сборникам укрупненных показателей значения. Также стоит учитывать существующие коэффициенты, которые могут различаться от региона к региону, потому такую информацию стоит уточнять в налоговых органах.

Определяем налоговую ставку на имущество

Размер налоговых ставок определяется на законодательном уровне. Размер данного показателя напрямую зависит от инвентаризационной стоимости объектов. Однако специалисты налоговой могут вносить правки при определении сумм, опираясь на такие характеристики имущества, как:

  • Назначение объекта.
  • Его стоимости.
  • Расположение.

Кроме того, НК РФ предусмотрел некоторые ограничения показателей, которые зависят от стоимости самого имущества. Более подробно в таблице:

Общая инвентаризационная стоимость объекта Ставка
До 300 тысяч рублей 0,1
От 300 до 500 тысяч рублей 0,1-0,3
Свыше 500 тысяч рублей 0,3-2,0

Если проводится расчет имущества, которое находится в долевой собственности, то начисление и расчет налога осуществляется на основе информации о каждом собственности согласно его доли.

О сложном простыми словами

При расчете налога используются две схемы, зависящие от вида объекта, который может находиться:

  • В общей собственности.
  • В собственности, которая предполагает владение определенной долей.

Сама формула расчета состоит из следующих показателей:

  • Стоимость имущества в инвентаризационном ракурсе на начало нового года (календарного).
  • Доля собственности.
  • Ставка налога.

К слову, если имущество принадлежит нескольким владельцам в равных долях, то каждый из владельцев несет ответственность по исполнению обязательств. Именно потому каждый налогоплательщик должен соблюдать сроки оплаты налога независимо от остальных собственников.

Если требуется рассчитать показатель, характерный для общей собственности, то сумму налога нужно рассчитывать, исходя из:

  • Ставки налога на имущество.
  • Количества владельцев объекта.
  • Инвентаризационной стоимости имущества.

Давайте более подробно разберем на простом примере. Необходимо рассчитать стоимость однокомнатной квартиры размером 35 квадратных метров. При этом у квартиры есть только один собственник, у которого больше нет никакого имущества. Кадастровая стоимость объекта – 180 тысяч рублей. Расчет проводим, учитывая разницу площади имущества и налогового вычета 20 «квадратов».

Оставшиеся 15 «квадратов» имеют стоимость, которая соответствует произведению кадастровой стоимости на остаточную площадь  (15 * 180000), то есть 2 700 000 рублей. Применяем ставку 0,1, что записано в нормативных актах и в результате получаем налог в размере 2700, который следует уплачивать ежегодно до момента изменения ставок – в этом случае стоимость будут пересматривать.

Как определить налог по кадастровой стоимости?

Для расчета вам обязательно нужно знать величину кадастровой стоимости, при этом следует учитывать, что эта величина пересматривается каждые пять лет. Информацию об этом можно найти в госкадастре недвижимости, который составляется на основе государственных оценщиков. На данный момент исполнительные власти стремятся приравнять ее к рыночным величинам.

Рассчитываю имущественный налог на имущество, стоит умножить кадастровую стоимость на площадь, которая подлежит налогообложению. Далее полученные цифры умножаем на коэффициент и получим требуемую сумму.

Порядок оплаты и подача данных в налоговые органы

Как и любые налоги. Налог на имущество физлиц рассчитывается по итогам предшествующего года. Расчет проводят специалисты налоговой службы на основе поданной плательщиком информации, включая:

  • Госрегистрация права на имущество.
  • Данные об осуществленных сделках за год.
  • Информация о технической инвентаризации

Оплата налога через терминал

Все требуемые документы нужно передать в налоговую не позднее 1 марта следующего года за отчётным. После получения квитанции нужно оплатить налог по метру регистрации имущества – обычно документ с суммой налога приходит на почту. Максимальный срок оплаты – 1 октября того же года, когда были поданы данные.

Если вы приобрели имущество в собственность, то налог нужно оплатить в начале года, который следует за годом покупки или постройки объекта. Если вам досталось имущество в наследство, то пошлина оплачивается в период вступления в наследство. В случае, если на протяжении отчетного периода имущество было разрушено или уничтожено, то оплата пошлины может быть остановлена. Главное, предоставить в налоговую доказательства.

Если проводились операции с имуществом с области покупки или продажи, в результате чего права на собственность перешли от одного владельца к другому, то налог будет начисляться на старого владельца собственности ровно до месяца проведения сделки, после чего вся ответственность ложится на нового владельца.

Несмотря на то, что расчет налога на имущество физических лиц проводится сотрудниками налоговой, каждый владелец имущества должен уметь самостоятельно рассчитывать его, чтобы планировать свой бюджет.

Налог на имущество физических лиц в России и Украине

Однако поскольку этот текст на русском языке, то читать его будут и в Российской Федерации, и в Украине, и в Беларуси. Принцип того, как рассчитывается налог на имущество физических лиц, в РФ и Украине одинаковы. Наверно кто-то кого-то скопировал и даже можно догадаться кто кого.

На протяжении многих лет Украинское законодательство, запаздывая на несколько месяцев, а бывало и лет, просто копировало те законотворческие шаги, которые совершали северные соседи. Что-то мне подсказывает, что обратное маловероятно. Поэтому проще сразу, описывая состояние дел, по вопросу расчета налога на имущество физлиц и в России, и в Украине, просто сравнивать их, указывая на различия. Но как вы увидите, эта схожесть только внешняя.

Налог на имущество введен, как видно, в качестве регулятивного рычага в вопросах недвижимости. И это отнюдь не коммерция со стороны государства. Действительно, нам необходимо иметь достаточно разъяснительных действий государства, чтобы уяснить многие моменты и быть заинтересованными платить налоги. Данный момент можно сравнить с правильно составленным предложением к сотрудничеству, ведь хорошее коммерческое предложение это самый короткий путь, чтобы позитивно настроить клиента в вашу сторону.

Итак, исходим из того, что налог является очень важной частью государственного управления. И в законе Украины, и в России эта позиция на контроле в органах местной власти, т. к. налог на имущество (в РФ) и налог на недвижимость (в Украине) — это местные налоги и идут в бюджет местный органов народной власти. Однако, на этом и заканчивается похожесть.

Ставка налога на имущество в РФ

В Российской Федерации в каждой области или крае (с поправкой на округ) коэффициент ставки налогообложения устанавливается свой и рассчитывается из сводной или общей инвентаризационной стоимости имущества на первое марта текущего подлежащего оплате года и детализировать ситуацию на примерах сложно.

Есть тот раздел, по которому коэффициент применяется

  1. До 300 000р.
  2. От 300 000 до 500 000 р.
  3. От 500 000 р. и выше.

Понятно, что те, у кого стоимость повыше и ставка — побольше. Вот какие они — это уже дело депутатов и властей на местах. Можно лишь добавить, что граждане имеют право не бежать сломя голову к налоговикам с документами, устанавливающими их как налогоплательщиков, а просто ждать придет квитанция или нет. Хотя это сомнительное право, платить все равно придется, и наверно лучше это сделать сразу.

В Украине все понятней, тут есть градация, по которой основная часть простых людей, не попадает в число плательщиков.

  1. Квартиры и дома, превышающие площадь в 120 м2 и 250 м2, соответственно – не более 1%.
  2. Все, что имеет меньшую площадь, налогом не облагаются.
  3. Суммарная площадь дома и квартиры более 370 м2 — 1%
  4. Площадь квартиры или дома от 370 м2 до 740 м2 – 1%
  5. От 740 м2 и выше – 2,7%

Как рассчитать налог на имущество в Украине

На площадь более 120 м2 в квартирах и более 250 м2 в домах — 1% начисляется на метры превышающие эти граничные пределы. Скажем, если у вас квартира общей площадью 128 м2 то платить 1% вы будете за восемь метров.

Понятно, что количество украинцев с квартирами площадью более 120 м2 гораздо меньше тех, кто таким счастьем владеет. И процент не от оценочной инвентаризационной стоимости, а от минимальной заработной платы, которая утверждается Верховной Радой.

Но если для россиян все понятно и меняться навряд ли будет, то для украинцев, пока все в тумане. Закон о налогах приостановили, потом чего-то меняли, потом власть поменялась и как оно будет пока неясно. Ясно одно раз за это взялись, платить придется обязательно.

Как легко и просто рассчитать налог на недвижимое имущество

Законодательство, регулирующее порядок исчисления и уплаты федеральных и региональных налогов, обсуждается достаточно широко. Вопросам взимания местных налогов уделяется меньше внимания, хотя решение проблемы, например, исчисления и администрирования одного из местных налогов — налога на имущество физических лиц — может способствовать увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты.

Основными направлениями налоговой политики на 2009 — 2011 гг., бюджетными посланиями Президента Российской Федерации предусматривается введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Однако на сегодняшний день планы по введению этого налога остаются лишь планами, а дачи, квартиры, дома, гаражи и прочие строения, принадлежащие гражданам, облагаются налогом на имущество физических лиц, который по-прежнему пополняет местные бюджеты.

Налог на имущество физических лиц предусмотрен ст. 15 НК РФ в качестве местного налога, и этим упоминанием информация о налоге исчерпывается. В настоящее время порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регулируется не соответствующей главой Налогового кодекса РФ, а Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [1] — единственным законодательным актом федерального значения в этой сфере.

Плательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения [1, п. 1 ст. 1].

Объектами налогообложения определены жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение или доля в праве общей собственности на указанное выше имущество [1, ст. 2].

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Представительные органы местного самоуправления вправе вводить дифференцированные ставки в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения [1, п. 1 ст. 3].

Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Показатель «восстановительная стоимость» учитывает качественные характеристики помещений, в том числе кубатуру (строительный объем) помещений, наличие подвальных помещений и мансард, материалы, из которых изготовлены стены и кровля, характеристики фундамента и перекрытий, показатели благоустройства зданий (наличие коммунальных услуг).

В настоящее время применяются специальные методики, разработанные органами Минстроя России [2], по которым конструктивные элементы оцениваются по восстановительной стоимости и в соответствующих долях формируют стоимость здания в целом.

Суммарная инвентаризационная стоимость — это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Исчисляется налог на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Таким образом, органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налога [1, п. 4 ст. 5].

Форма сведений, необходимых для исчисления налога, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Данные, необходимые для исчисления налога, представляются налоговым органам бесплатно.

Однако на практике налоговые органы не всегда могут получить сведения об инвентаризационной стоимости объектов, без чего исчисление налога на имущество физических лиц невозможно. Причин тому несколько.

Во-первых, отсутствие у органов технической инвентаризации необходимых сведений об объектах недвижимого имущества, расположенных на конкретной территории, о качественных характеристиках помещений (кубатуре (строительного объема) помещений, наличии подвальных помещений и мансард, материалах, из которых изготовлены стены и кровля, характеристиках фундамента и перекрытий, показателях благоустройства зданий), особенно по строениям, подвергшимся реконструкции, перестройке, достройке, зачастую подменяющих новое строительство.

Во-вторых, нежелание физических лиц, возводящих на своей территории домовладения новые строения, помещения, сооружения и постройки (гараж, баню, сараи и т.д.) или осуществляющих пристройку, надстройку к основным строениям, проходить надлежащим образом процедуру инвентаризации.

В целях реализации положений Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» Госстроем России и МНС России был издан совместный Приказ, утверждающий Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества для вышеназванных случаев [3].

В нем, в частности, предусмотрено, что сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения отражаются на основании данных технических паспортов. Если же технические паспорта объектов недвижимого имущества отсутствуют или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних 5 лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.

Кроме того, предусматривается возможность сообщения организациями технической инвентаризации сведений об объекте налогообложения по результатам визуального наблюдения, если указанный объект на момент представления сведений не поставлен правообладателем (физическим лицом, собственником имущества) на технический учет.

Впоследствии данные сведения могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.

Возможный порядок оценки непроинвентаризированных строений и сооружений, расположенных на территории сельских населенных пунктов и зарегистрированных в делопроизводстве сельских администраций, похозяйственных книгах и подворных списках за физическими лицами, в частности, изложен в Письме Минстроя России от 18.09.1994 N 15-1/56 [4].

Заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом на имущество выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований [2, п. 1.2]. А исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые при необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации [2, п. 1.3].

При этом оценке подлежат строения, помещения и сооружения определенного функционального назначения, принятые в эксплуатацию и зарегистрированные в делопроизводстве органов исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований, как принадлежащие гражданам на праве собственности.

Однако органам исполнительной власти, как правило, экономически нецелесообразно делать подобные заказы, так как обычно стоимость работ по проведению инвентаризации превышает сумму налога, возможную к исчислению по объектам недвижимости. А зачастую у местных органов исполнительной власти просто нет денежных средств на оплату таких работ.

Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать принятие законодательного акта, предусматривающего обязательное финансирование работ по постановке на технический учет и оценке непроинвентаризированных в органах технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, являющихся объектами налогообложения у физических лиц. Поскольку реального источника финансирования таких работ нет, разрешение проблемы указанным образом не предвидится.

Отсутствие финансирования вышеназванных работ затрудняет также процесс технического учета и оценку объектов недвижимого имущества в рамках информационного взаимодействия с органами кадастрового учета, предусмотренного Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также постановку указанных объектов недвижимости на кадастровый учет и их оценку органами кадастрового учета в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Эта проблема еще более актуальна в связи с реализацией положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах» (о введении налога на недвижимость), одним из этапов которой названо информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из государственного земельного кадастра и данных органов технической инвентаризации (намечено на 2008 — 2012 гг.).

Исходя из вышеизложенного можно предложить иной и менее затратный вариант разрешения проблемы с определением стоимости облагаемой налогом недвижимости.

В новой методике расчета налога на имущество физических лиц используются показатели, подобные применяемым в порядке исчисления вмененного налога, наиболее льготного, но точно прогнозируемого и хорошо собираемого. К таким показателям относятся: базовая доходность и корректирующие коэффициенты.

Так, при отсутствии инвентаризационной стоимости строений, сооружений и помещений (особенно при нежелании собственника провести оценку) необходимо разрешить налоговым органам исчислять налог на имущество физическим лицам на основании среднерыночной стоимости недвижимости, определив ее как базовую стоимость. При этом за основу такой стоимости можно взять минимальное значение стоимости 1 кв. м недвижимости, определяемое органами самоуправления ежегодно, и принятое по каждому виду недвижимости базовое значение площади строения.

Базовое значение площади строения — минимальная площадь соответствующего вида строения исходя из технических условий, соответствующих назначению строения.

Базовая стоимость недвижимого имущества физических лиц — произведение среднерыночной стоимости 1 кв. м недвижимости и базового значения площади строения.

Для обеспечения корректировки рыночной стоимости по территории (с учетом престижности района либо, наоборот, отдаленности или иных негативных факторов места нахождения объекта недвижимости) предлагается установить корректирующие коэффициенты базовой стоимости строения:

К1 — корректирующий (повышающий) коэффициент базовой стоимости недвижимого имущества, учитывающий преимущества территорий, на которых располагаются объекты недвижимости;

К2 — корректирующий коэффициент (повышающий) базовой стоимости недвижимого имущества, учитывающий конструктивные особенности строений и их площадь.

Порядок вычисления налога на собственность гражданина РФ

Налоговый орган производит подсчёт налога на жилье в конце года по каждой квартире или частному домовладению гражданина РФ и по месту его регистрации. Далее, ИФНС РФ за 30 суток до истечения срока уплаты отправляет владельцу жилья специальное уведомление, в котором указывает размер налогового платежа к оплате, налогооблагаемую собственность, базу и период оплаты (ст. 408, ст. 409 НК РФ).

Если у гражданина РФ есть несколько частных домовладений или квартир в различных областях, то он получает уведомления от региональных ИФНС по месту прописки владельца жилья.

Если же собственник не получил подобного документа в новой области проживания, то он направляет в ИФНС РФ письмо на сайте инспекции, в котором указывает новые данные об имуществе (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Владелец жилья не должен сам считать величину налогового платежа. Это делает налоговая инспекция.

Проверка точности подсчёта налога на недвижимость

При проверке точности подсчёта налога на жилье, владелец собственности придерживается конкретного алгоритма, который рассмотрен ниже.

Шаг 1 — Проверка правильности определения имущества, которое облагают налогом

Налог на собственность начисляют на такие налогооблагаемые объекты (ст. 401 НК РФ):

  • жилые дома и различные постройки. Последние используют при выполнении какой-либо деятельности на подсобном хозяйстве или на даче, при занятиях огородничеством, при разведении садов;
  • комнаты или квартиры;
  • гаражные постройки, парковки;
  • жилищные комплексы с различной недвижимостью;
  • иные объекты.

Недвижимость, которая есть на балансе жилищного фонда многоэтажного дома, не облагают таким налогом (ст. 401 НК РФ).

Всю информацию по вышеперечисленным объектам ИФНС РФ получает от региональных подразделений Росреестра (ст. 85 НК РФ).

Шаг 2 — Проверка правильности установления базы по налогу на собственность

Базой по налогу на собственность считается кадастровая цена квартиры или частного домовладения, которую указывают в имущественном кадастре после 1 января того года, за который владелец квартиры или частного домовладения платит в казну налог.

Если у гражданина РФ появилось новое жилье на протяжении года, то налоговую базу определяют на дату оформления квартиры или частного домовладения (ст. 403 НК РФ).

Подобный налоговый платёж начисляют отдельно на каждую квартиру или на частное домовладение.

Если жилье оформлено на каждого владельца по долям, то каждый из его владельцев уплачивает в казну налог по конкретной доле. Если, например, 40% имущества принадлежит владельцу жилья, то он и уплачивает в казну РФ 40% налога.

Если частное домовладение или квартира являются совместным жильём мужа и жены и они записаны в свидетельстве о владении недвижимостью, то они переводят в казну налоговый платёж по 50% каждый (ст. 408 НК РФ).

Читайте также:  Договор доверительного управления имуществом: как его составить в 2019 году? Плюсы и минусы, образцы и примеры написания

При подсчёте имущественного налогового платежа, собственник жилья направляет в региональное отделение Росреестра письменный запрос об оформлении выписки из кадастра о жилом объекте (справку). Подобную справку о кадастровой оценке жилья предоставляют бесплатно по просьбе любого лица (ст. 14 ФЗ от 24 июля 2007 N 221).

Как правильно оценить стоимость недвижимости

Цену квартиры или частного домовладения по кадастру можно посмотреть и на портале Росреестра.

Любую недвижимость физлица облагают налогом. В подобной ситуации из цены на квартиру по кадастру отнимают стоимость конкретного количества кв. м. Это зависит от характера недвижимости (ст. 403 НК РФ):

  • если квартира, то из её общей площади вычитают 20 кв. м.;
  • если 1 владелец жилья обладает 1 комнатой — 10 кв. м.;
  • если частное домовладение — 50 кв. м.

При подсчёте налогового платежа на единый комплекс с различными нежилыми объектами, его базу уменьшают на 1 000 000 руб. (ст. 403 НК РФ).

Муниципальные власти вправе повысить вышеперечисленные суммы вычетов по этому налоговому платежу (ст. 403 НК РФ).

Читайте также:  Налог на имущество для пенсионеров в 2019 году. За что нужно платить, а за что нет. Как получить льготы?

Если после подстановки в расчётную формулу подобного вычета налоговая база стала равна 0 или ушла в минус, то при вычислении налога подобную базу обнуляют и налоговый платёж уплачивать в казну не надо (ст. 403 НК РФ).

Шаг 3 — Проверка правильности определения налоговой ставки

Величину ставок по налогу на собственность определяют в каждой области РФ отдельно. Владелец жилья узнаёт размер ставок на сайте ИФНС РФ в подразделе «Данные о списке льгот и величине ставок по налогу на жилье» или на портале областной управы ФНС РФ.

Если муниципальные и областные власти не ввели ставку по налогу, то величину налогового платежа вычисляют по максимальной ставке, которая прописана в ст. 406 НК РФ.

Шаг 4 — Определение правильности указания срока владения жильём

Если владелец жилья владеет квартирой или частным домовладением менее 1 года, то налог начисляют по специальному коэффициенту, который определяют как отношение суммы месяцев, в них новый собственник уже владеет новым жильём, к 12 мес. в году (ст. 408 НК РФ).

Что касается собственности, которую владелец унаследовал, налог на него вычисляют со дня вступления в силу наследства, в иных ситуациях — со дня становления гражданина РФ собственником жилья.

Период регистрации квартиры или частного домовладения зависит от даты вступления в действие наследства:

  • если гражданин РФ официально стал новым владельцем жилья до 15-го числа мес., то налог исчисляют с начала текущего месяца;
  • если квартирант стал владельцем жилья после 15-го числа месяца, то налог начисляют с начала будущего месяца.

Дату, с которой прекращают начисление налога, определяют таким же образом.

Шаг 5 — Определение права на налоговую льготу

На данный момент не переводят в казну РФ налог на собственность такие граждане России:

  • социально незащищенные слои населения (инвалиды I и II группы, граждане РФ на пенсии и др.);
  • люди, которые работают певцами, актёрами РФ и иные творческие деятели РФ;
  • собственники хозпостройки, площадь которой равна 50 кв. м. как максимум. Причём такой дом используют только в личном подсобном или на даче, при ведении огородничества и др. (ст. 407 НК РФ).

Также местные чиновники могут ввести иные льготы по налоговому платежу за жилье, порядок и условия их использования (ст. 399 НК РФ).

Владелец квартиры или частного домовладения не вправе применить льготу по налогу на собственность, если база по нему равна 300 000 000 руб. и более (ст. 407 НК РФ).

Подобную льготу предоставляют только по 1 имущественному объекту, на выбор владельца.

Все данные о льготах, которые устанавливают муниципальные чиновники, можно изучить на портале ФНС РФ в подразделе «Данные о списке льгота и величине ставок по налоговому платежу на жилье или на портале Управы ФНС в конкретной области.

Чтобы воспользоваться льготой, надо отправить в ИФНС РФ заявление и конкретную документацию.

Добавить комментарий