Налог на депозиты и банковские вклады в 2022 году. Актуально для России и Украины. Какой процент отчисляется в налоговую, как его рассчитать?
-
BINARIUM
Лучший брокер по бинарным опционам! Огромный раздел по обучению! Идеально для новичков! Бесплатный демо-счет! Заберите бонус за регистрацию:
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Какими налогами облагаются банковские вклады в России в 2022 году?
- Почему важно знать налог на вклады и депозиты
- Порядок налогообложения процентных доходов: примеры и особенности
- Вариации на тему налогообложения процентного дохода
- Введут ли налог на вклады физ лиц?
- Освобожденная от налогов: прибыль и депозиты под процент
- Почему уменьшилась сумма не облагаемой налогом банковской прибыли
- Налог с депозитов: рациональной составляющей здесь нет — ЭКСПЕРТ
- Есть ли в Украине налог на депозиты?
Какими налогами облагаются банковские вклады в России в 2022 году?
Хороших доходов всем новым и постоянным читателям сайта 50baksov.ru!
Подоходным налогом облагаются все доходы физических лиц, исключение сделано только для части социальных выплат и сумм, попавших в список налоговых льгот и вычетов.
Начисленные проценты по банковским депозитам считаются доходными поступлениями граждан и тоже подлежат налогообложению.
Налог с вкладов физических лиц в 2022 году остался на прежнем уровне и распространяется не на все виды депозитов.
Когда берется НДФЛ с депозитного вклада
Порядок налогообложения процентных прибылей с вкладов на сберегательные счета напрямую зависит от зафиксированной депозитным договором доходной ставки.
Высокий процент по депозиту не означает, что в качестве налога будет удержана крупная сумма.
Налогообложение вкладов распространяется только на отдельные виды инвестиций.
Главным критерием отнесения к числу облагаемых подоходным налогом сумм выступает величина разрыва между ключевой ставкой ЦБ РФ и ставкой по депозиту.
Для присвоения доходу статуса налогооблагаемого используют единую формулу:
Ключевая ставка, зафиксированная ЦБ РФ + 5%.
Если расчетная величина оказалась выше текущей ставки по депозиту, налог на вклады физических лиц не взимается.
При фактическом превышении ставкой рассчитанного порога НДФЛ удерживается обязательно.
Например, с 26 марта размер ключевой ставки установлен Центробанком на уровне 7,25%. Необлагаемый лимит процентной ставки составит 12,25% (7,25% + 5%).
Текущий средний процент по депозитным программам не превышает 9%. Причин этому несколько:
- экономия средств на выплате прибыли своим клиентам и увеличение маржи;
- нет необходимости выполнять роль налогового агента, осуществлять удержания и перечисления в пользу бюджета налога на банковские вклады физических лиц;
- заявленная процентная ставка находится в одном диапазоне с базовым уровнем доходности вкладов, который рассчитан ЦБ РФ, что позволяет избежать уплаты дополнительных страховых взносов в АСВ.
Почему важно знать налог на вклады и депозиты
При выборе банковского депозита, как правило, мы рассчитываем ожидаемый доход, опираясь на сумму, срок и процентную ставку продукта.
При этом фактор налогообложения процентного дохода в расчетах естественно не учитывается, поскольку многие даже не предполагают, что проценты по вкладам могут облагаться налогом.
Подобное поведение вкладчика вполне объяснимо: во-первых, обязанности по перечислению налога в пользу государства возложены на банки (и мы об этом узнаем в последнюю очередь), во-вторых, далеко не каждый депозит попадает под налогообложение.
Поэтому в данной статье мы попробуем разобраться, какой процент от величины вашего процентного дохода кредитные организации обязаны отчислять в бюджет, и в каких случаях.
Правовые основы налогообложения процентных доходов по вкладам
Согласно ст. 214.2 Налогового кодекса РФ, налогообложению подлежат процентные доходы по депозитам при:
- оформлении рублевого вклада, процентная ставка по которому на 5 процентных пунктов превышает ставку рефинансирования Центробанка РФ (с 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки ЦБ, которая с 03.08.2015 составляет 11%);
- оформлении валютного вклада, процентная ставка по которому превышает 9% годовых.
29 декабря 2014 года был принят закон № 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 74-1 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации», увеличивающий уровень необлагаемого процентного дохода до ставки рефинансирования ЦБ плюс 10 п.п.
Принятые изменения действовали в период с 15 декабря 2014 года по 31 декабря 2015-го.
Налог по вкладам физических лиц удерживается из процентных доходов, превышающих установленные законом нормы.
При этом учитывается номинальная ставка, а не эффективная, которая может быть выше, к примеру, за счет капитализации процентов.
Ставка налога составляет 35% для резидентов РФ и 30% для нерезидентов, пребывающих на территории России не менее 183 дней.
При заключении договора на срок до 3-х лет значение имеет только ставка, действующая на момент оформления (пролонгации) вклада.
Налог взимается в момент выплаты процентов, при этом налоговым агентом выступает сам банк.
Финансовая организация ведет строгий учет всех процентных доходов физических лиц и своевременно осуществляет перечисление НДФЛ, так как за этим процессом следят контролирующие органы — Центробанк, налоговая инспекция и аудиторы.
Суммы уплаченного налога должны быть отображены гражданином в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, которая в обязательном порядке заполняется при получении налоговых вычетов и т.д.
О том, как процесс налогообложения осуществляется на практике, мы расскажем более детально.
Порядок налогообложения процентных доходов: примеры и особенности
Банк, выполняющий функции налогового агента, осуществляет учет процентных доходов вкладчиков с начала отчетного периода (с начала года или с начала действия депозитного договора).
Для налоговой инспекции по каждому физическому лицу-вкладчику заполняются специальные справки, в которых указываются налогооблагаемая база и суммы уплаченного налога.
Если процентный доход вкладчика не подлежит налогообложению, справка на него не оформляется.
Банки соблюдают банковскую тайну, поэтому общую сумму депозита в документах для налоговой инспекции не указывают (фигурирует только сумма процентного дохода, подлежащая налогообложению).
Важно: по письменному заявлению клиента банк обязан выдать ему справку по форме 2-НДФЛ, в которой будет указана налогооблагаемая база (доход) и суммы выплаченного налога на доходы физических лиц.
Наглядно процесс налогообложения вкладов можно рассмотреть на следующих примерах.
Предположим, что 3 вкладчика – граждане РФ – разместили в трех разных банках средства:
- Первый вкладчик вложил 500 000 рублей под 15% годовых на срок 1 год. Проценты выплачиваются в конце срока.
- Второй вкладчик вложил 800 000 рублей под 17,75% годовых на 6 месяцев с выплатой процентов в конце срока.
- Третий вкладчик вложил 20 000 долларов США под 9,2% годовых на год, выплата процентов – в конце срока.
Действующая льгота: ставка рефинансирования — 11% + 5 п.п., то есть, налогом на доходы физических лиц должны облагаться процентные доходы по вкладам в рублях, по которым банки выплачивают 16 и более процентов годовых.
Таким образом, процентный доход нашего первого вкладчика (ставка 15% годовых) не подлежит налогообложению, второго – подлежит (17,75 – 16 = 1,75 процентных пункта), третьего вкладчика также подлежит (9,2 – 9 = 0,2 процентных пункта).
Пусть ставка налога для второго и третьего вкладчика составит 35%. Тогда рассчитаем базу налогообложения для вкладчиков № 2 и 3:
- Для №2: 800 000 руб.*1,75*182/ 365 *100 = 6 981 руб.
- Для №3: 20 000 дол. США *0,2*365/365*100 = 40 дол.
Рассчитаем сумму налога, который будет уплачен из дохода:
- Для №2: 6 981 руб. * 35% = 2 443,35 руб.
- Для №3: 40 дол. * 35% *71 (курс доллара США) = 994 руб.
Важно: налог должен рассчитываться в национальной валюте по курсу Центробанка на дату расчета.
Рассчитаем, какую сумму процентов в итоге получат за 6 и, соответственно, 12 месяцев, вкладчики № 2 и 3:
- Для №2: 800 000 * 17,75% *182/365 — 2 443,35 руб. = 68 362,13 руб. за 6 месяцев (вместо 70 805,48 руб. до налогообложения).
- Для №3: 20 000 * 9,2% * 71 – 994 руб. = 129 646 руб. за 12 месяцев (вместо 130 640 руб. до налогообложения).
Мы рассмотрели на примере наиболее простой вариант расчета суммы налога, однако бывают и более сложные случаи, о них – далее.
Вариации на тему налогообложения процентного дохода
Случаи, когда проценты выплачиваются без капитализации в конце срока действия договора – наиболее простые.
Однако часто срочные вклады оформляются с условием ежемесячной или ежеквартальной выплаты процентов.
Тогда банк удерживает НДФЛ в соответствии с этим графиком – с той же периодичностью, что и начисляются проценты.
Более сложным вариантом является удержание НДФЛ с процентного дохода при использовании сложного процента («процента на процент», или капитализации) или при оформлении вкладов с возможностью пополнения.
Тогда:
- Увеличивается сумма вклада, следовательно, каждый раз меняется налогооблагаемая база и сумма налога.
- Может увеличиваться и ставка (когда предусмотрена градация ставок в зависимости от суммы на счету). Тогда действует следующее правило: если в момент оформления ставка была ниже ставки рефинансирования ЦБ + 5 п.п. для вкладов в рублях (или ниже 9% для вкладов в валюте), налог не взимается. Если вкладчик пополнял вклад или к сумме вклада присоединялись проценты и ставка, повышаясь, достигла показателя, после которого доход должен облагаться налогом, банк обязан удержать сумму НДФЛ за период, с которого начала действовать повышенная ставка.
Также к особым случаям относится досрочное расторжение депозита и пересчет ставки по более низким тарифам (обычно – по ставке для вкладов до востребования, не превышающей 1%).
Тогда, даже если ранее процентный доход облагался налогом, НДФЛ не взимается.
Если на момент расторжения вклада НДФЛ уже был перечислен в бюджет, его можно вернуть по письменному заявлению налогоплательщика (обычно излишне уплаченные налоги перечисляются на текущий счет, указанный в заявлении).
Также при налогообложении процентного дохода должны учитываться изменения ставки рефинансирования ЦБ (и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения).
Налог начинает (прекращает) взиматься со дня официального изменения ставки рефинансирования.
Нельзя забывать и о депозитах в драгоценных металлах: налогообложению подлежит весь процентный доход, но ставка НДФЛ составляет 13%.
В заключение хотелось бы отметить, что налогообложение депозитов не является негативным моментом и не должно влиять на выбор банковского продукта.
Учитывая, что максимальный размер страхового возмещения по вкладам (счетам) физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, увеличен до 1,4 млн рублей, можно смело размещать свободные средства на банковском депозите с максимальной доходностью.
Введут ли налог на вклады физ лиц?
Заместитель министра финансов Илья Трунин в своем докладе на Красноярском экономическом форуме (20 апреля 2017) выдвинул предложение обложить налогом с процентов по банковским вкладам физлиц, получающих с депозитов доход.
С подобной идеей Минфин выступает уже не в первый раз.
Очевидно, что она находится уже на каком-то участке пути к своей реализации, хотя Трунин и не подтвердил, что этот вопрос прорабатывается в практической плоскости.
Основания для введения
Налог на вклады физических лиц в России, если будет введен, станет повторением практики большинства стран мира.
Ситуацию в нашей стране, где такой порядок пока не действует, можно, действительно, считать исключительной.
В качестве подтверждения идеи министр привел несуразное положение, когда НДФЛ платится с зарплаты менее 10 тыс. рублей, но не платится с миллиардного депозита.
В то же время трудно отрицать, что будь ситуация с наполнением доходной части бюджета получше, такие нововведения еще бы долго не предлагали.
Нужно ли платить налог с вклада в настоящее время?
Действительно, в некоторых случаях банковский вклад облагается налогом уже и сейчас.
Из статьи 214.2 Налогового кодекса РФ можно почерпнуть следующую информацию:
— Проценты по рублевым вкладам облагаются подоходным налогом, но только в том случае если процентная ставка по депозиту превышает ставку рефинансирования ЦБ России на 5 процентных пунктов.
— Доходы физлиц от валютных вкладов облагаются налогом, если проценты по депозиту превышают 9% годовых.
В настоящее время, когда ставки по рублевым вкладам непрерывно снижаются, а по валютным вообще стремятся к нулю, платить налоги с вкладов никому из вкладчиков не приходится.
Впрочем, если процентные ставки все-таки будет превышать ставку рефинансирования ЦБ на 5 п.п. (что наблюдалось в некоторых банках года полтора-два назад), вкладчикам тоже не придется обращаться в налоговую инспекцию, — банки заплатят налог сами, подправив при этом в сторону уменьшения процентную ставку.
Когда обложат
В Минфине связывают данные нововведения с налоговой реформой, которая уже обсуждается, но имплементация которой намечается на не совсем определенный срок. Говорится о только о том, что это может случится не ранее 2022 года.
Сколько придется платить
Поскольку в связи с возможным введением налога на банковские вклады пока упоминается лишь НДФЛ, а не какие-то особые тарифы, физическим лицам, в том случае если такое налогообложение будет введено, придется, вероятно, платить по плоской шкале — 13% от годового дохода с депозита.
Освобожденная от налогов: прибыль и депозиты под процент
Налоги пополняют государственную казну, укрепляют государство. Без налогообложения государство не может существовать.
Налоги платятся при оформлении частного предприятия, покупке товаров, оплате услуг, когда начисляется зарплата.
Взимаются они и тогда, когда человек инвестирует во что-то деньги. В соответствии с Налоговым кодексом РФ, частные инвестиции облагаются налогом.
Если человек положил деньги в банк на расчетный счет, оформил депозит, он инвестировал деньги и процентная ставка, которую выплачивает банк, также облагается налогом.
В 2022 налог для вкладов физических лиц остался прежним – 35%
В 2015 Налоговый кодекс был изменен, и в 2022 году налогообложение стало более строгим.
Новое налогообложение пришлось по вкусу не всем, ведь выигрывает государство, а не бизнесмены. Интересы физических лиц не затронуты пока этой реформой.
Процент, получаемый от вклада, не потерял своей привлекательности для людей.
Налог на чистую прибыль, полученную таким образом, по-прежнему составляет 35%, если превышен освобожденный от налога банковский процент.
Но он чаще всего не превышен в процентных ставках депозита.
Для того чтобы заплатить налог человеку, сделавшему вклад, не надо отдельно заполнять декларацию о доходах.
Банк в этой ситуации является налоговым агентом, и нужная сумма учитывается при снятии процентов автоматически.
Поэтому многие граждане вообще не обратили внимания на дополнение в закон.
И все же изменения достойны внимания: новое налогообложение может повлиять на процентные ставки, которые будут предлагать банки своим клиентам в будущем.
Вполне вероятно, что новые правила заставят финансовые учреждения искать способ увеличить прибыль.
Реформа, проведенная в 2018, коснулась необлагаемой прибыли банка, были изменены рамки самого понятия необлагаемой прибыли.
И банковские учреждения теряют деньги в данной ситуации.
Почему уменьшилась сумма не облагаемой налогом банковской прибыли
Если в 2016 освобожденный от налога банковский процент, то есть чистая прибыль, насчитывал 18,25%, то в 2022 он составляет 13,25%.
Соответственно, предлагая физическим лицам сделать вклад, банк не может назначить ставку больше 13,25%.
Так он останется вообще без дохода, что, конечно же, не имеет смысла. Обычно банк не предлагает более 9-10% годовых – его деятельность теряет смысл без прибыли.
Увеличение процентной ставки налога на доходы от инвестиций физических лиц в 2018 никто из физических лиц особо не почувствовал на себе.
Так что реформа прошла более или менее успешно. Новая система налогообложения, хотя и делает партнерство банка и государства менее выгодным, стремится эффективно наполнить бюджет.
К тому же такие меры создают благоприятную среду для появления новых коммерческих финансовых учреждений.
Банки в состоянии выдержать такую нагрузку, что показал 2018 год и их успешная работа.
Новости не пестрят заголовками о закрытых финансовых учреждениях, признавших себя банкротом в связи с изменениями в Налоговом кодексе.
Тем не менее работать стало сложнее.
Если вклад сделан за рубежом
Коснулась реформа и вкладов физических лиц в иностранных банках.
Налоговая ставка для всех вкладов за рубежом, на любых условиях составляет 13% НДФЛ. Ранее налогом облагалась прибыль свыше 9% годовых. Однако это сочли нужным изменить.
В ситуации когда банк находится за границей, он не является налоговым агентом в других государствах.
Вкладчик, гражданин РФ, оформив депозит за границей, должен заполнить налоговую декларацию и указать, что получает доход, или же ему придется заплатить штраф в размере от 4 000 до 5 000 рублей.
Если не заполнить соответствующим образом налоговую декларацию, управлять средствами на счету проблематично – их невозможно перевести в банк Российской Федерации, к примеру.
Чтобы получить прибыль и скрыть это от налоговой инспекции, придется ехать за границу опять.
Теоретически это возможно – положить деньги на определенный период времени и забыть об этом.
А затем приехать и забрать заработанные средства, не заплатив в государственную казну Родины ни копейки.
Но на практике сделать такое сложно – сумма депозита должна быть очень большой, процентные ставки очень выгодными.
Время на поездку, подготовку документов и оформление вклада, средства на пребывание за границей, на повторный визит – эти траты вряд ли окупятся с налогом или без него.
Скрывать налоги таким способом невыгодно.
Каждый год, сделав такой вклад, физические лица обязаны предоставлять информацию о состоянии своего расчетного счета и обо всех движениях средств.
Четких разъяснений о том, как заполняется декларация в случае с вкладом физических лиц в иностранном банке, в законе не существовало раньше.
Не появились они в законах и в 2022 году. Их с нетерпением ожидают, хотя проблем с заполнением декларации особых нет.
Для государства пока главное, что доход указан.
Налог с депозитов: рациональной составляющей здесь нет — ЭКСПЕРТ
Проценты, получаемые физическими лицами по депозитам, должны облагаться НДФЛ, считают в российском Министерстве финансов, однако в ведомстве не обсуждает эту идею и выходить с таким предложением пока не собираются.
Об этом в ходе Красноярского экономического форума заявил замглавы ведомства Илья Трунин.
По его мнению, не совсем понятно, почему такой вид дохода граждан не должен облагаться налогом. «Я не могу найти рациональных объяснений.
Почему с любых зарплат, даже ниже средней, удерживается налог на доходы физических лиц, а если человек получает миллион рублей в год процентов, например, то он не платит ни рубля НДФЛ с этих доходов», — сказал он.?
По словам Трунина, даже если об этом не будет говорить Минфин, это вопрос все равно будут ставить «в политическом плане».
«Таких льгот в других странах, как правило, нет», — сказал замминистра финансов, добавив, что такое предложение может возникнуть в ходе налоговой реформы.
Напомним, впервые о том, что у Минфина не стоит в планах взимать подоходный налог по банковским вкладам, заявил в кулуарах Пенсионного конгресса замминистра финансов Алексей Моисеев.
Прокомментировать вероятность введения налога на депозиты для физических лиц «Правда.Ру» попросила председателя комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике общественной организации «Деловая Россия» Игоря ЛАВРОВСКОГО.
— То есть налогов, что есть, сейчас недостаточно, теперь и с банковских процентов еще будут удерживать? Что это даст?
— Рациональной составляющей я здесь не вижу.
Я не думаю, чтобы можно было с процентов депозитов собрать существенные суммы, потому что не так много людей, у которых есть существенные депозиты.
И тем более — еще меньше тех, кто живет на доходы с депозитов. Я думаю, что это просто шаг вперед к прогрессивному налогообложению, призванному снизить уровень неравенства в доходах граждан.
— Что это значит?
— Прогрессивный налог приведет к тому, что богатые территории станут значительно богаче (НДФЛ поступает в региональные и местные бюджеты).
А людям с невысокими доходами в областях — не думаю, что станет лучше, если бюджет Москвы получит дополнительные миллиарды.
Вы представьте себе такого человека, который миллион рублей получает с депозитов. Сколько у него денег лежит на счете?
Ну это я просто могу расценить так: захотели хвост отрубить собаке, но начали по чуть-чуть — вместо того, чтобы сразу ввести прогрессивный налог.
Так обычно у нас и делают, начинают с малого.
— Среднему классу стать чуть более состоятельными станет еще сложнее, разве нет?
— Ну конечно, потому что это может касаться только какой-то верхушки населения, у которых действительно большие средства на депозитах, а у кого лежат десять тысяч — это несерьезные для государства сборы, это три копейки, а социального недовольства масса.
— К этому все идет?
— Вообще, обсуждение того, что в России может быть введен в ближайшее время прогрессивный подоходный налог, — то белиберда, честно говоря.
Прогрессивная шкала подоходного налога вносит более сильные искажения в функционирование рыночной экономики в виде увеличения безработицы, сокращения стимулов к труду и уменьшения инвестиций, нежели плоская шкала.
Это не панацея для экономического роста.
Пока готовилась наша публикация, Министерство финансов выступило в опровержением: ведомство не готовит никаких предложений, связанных с обложением НДФЛ доходов от банковских депозитов.
Об этом сообщила пресс-служба ведомства в Facebook.
«В связи с появившимися в СМИ сообщениями обращаем внимание на то, что Минфин не предлагает облагать НДФЛ доходы от банковских депозитов, как и уточнял в своем выступлении на Красноярском экономическом форуме заместитель министра финансов Илья Трунин», — говорится в сообщении.
Напомним, сегодня, если ставка вклада в рублях не превышает ключевой ставки ЦБ, увеличенной на 5%, то доход по вкладам в российских банках подоходным налогом не облагается.
Есть ли в Украине налог на депозиты?
Намерения новой власти с 2013 года ввести налог на прибыль от депозитов многие считают правильным шагом
Но эксперты предостерегают, что государство не должно спешить с его вводом, определить для начала небольшую процентную ставку и продумать администрирование так, чтобы банку не пришлось расписывать налоговой информацию по каждому депозиту.
Об этом в пресс-центре «Главкома» дискутировали экс-заместитель главы Национального банка Украины Сергей Яременко и вице-президент Ассоциации украинских банков, директор Первого Всеукраинского бюро кредитных историй Антонина Паламарчук.
Антонина Паламарчук: «Перспективы для роста депозитного рынка есть»
Как показывают данные НБУ, за пять месяцев этого года у нас отмечается рост депозитов.
По состоянию на 1.06., депозиты составляют 358 млрд. грн., что на 30 млрд. больше, чем на начало года.
В том числе 198 млрд.грн. – это депозиты в национальной валюте и 159 млрд.грн. – в иностранной валюте. Значительной частью депозитной базы являются депозиты физических лиц – это 234 млрд.грн.
Что касается тенденций, то если на начало года по физлицам депозиты в иностранной валюте составляли 112, 6 млрд.грн., в национальной – 98,8 млрд.грн., то за пять месяцев депозиты физлиц в национальной валюте растут более быстрыми темпами (117,9%.) чем депозиты в иностранной (104,6%).
Интересная тенденция отмечается за май: снижение депозитов физлиц в иностранной валюте на 475 млн. грн.
Она показывает, что население опять начало возвращать имеющиеся средства в банки.
Не так много у нас на рынке продуктов, в которые можно вложить деньги, поэтому услуги банковского сектора сейчас востребованы.
Готово ли население делать накопления? Исследования, проведенные в конце 2009 года одним из западных банков в Украине и нескольких европейских странах, показали, что у нас 71% опрошенных считают важным иметь сбережения.
Хотя в других странах такой показатель есть и выше, например, в Австрии, важным иметь накопления считают 79%, в Венгрии – 85%, в Румынии – 83%.
Но все-таки этот показатель для Украины очень значительный.
Из тех, кто пользуется услугами банков и имеет сберегательные продукты, 38% планируют увеличить накопления и 46% — оставить где-то на том же уровне.
Но если мы посмотрим, как население, которое имеет накопления, пользуется услугами банков, то около 38% граждан сбережения хранят все-таки в наличке.
Это показывает, что в принципе деньги у населения есть, есть возможность работать и привлекать их в банковский сектор, чтобы они работали на экономику.
Какая мотивация для вкладывания денег? Сохранность сбережений.
К тому же 63% опрошенных говорят, что это финансовый резерв для непредвиденных ситуаций.
Где-то 11% считают, что они копят деньги на случай выхода на пенсию, потому что не знают, как государство будет их обеспечивать.
Остальная часть – это сбережения для покупок. То есть, перспективы для роста депозитного рынка есть.
Что показал кризис, и какие из этого уроки вынесли банки и население?
Надо отметь, что уровень обеспечения вкладов платит Фонд гарантирования вкладов, которые составляют до 150 тысяч гривен.
Именно суммы такого уровня составляют на сегодня 99% вкладов, и только 1-1,5% вкладов – это свыше 150 тысяч гривен, но их удельный вес очень высок, потому что много мелких вкладов могут покрыться одним большим.
Если посмотреть, сколько вкладов имеет человек, то 91% людей, которые работают с банками, имеют один депозит.
Так что перспективы работы у населения с банками есть, экономика выходит из кризиса.
Что беспокоит население, согласно опросам?
На первом месте стоит девальвация гривны, инфляция, политическая ситуация и только на третьем месте — банкротство банков.
То, как сработало государство в условиях кризиса, банки, Фонд гарантирования, показывает, что худшие опасения населения были сняты.
Кроме того, часть банков была у нас национализирована, они стали государственными.
По тем банкам, которые НБУ переведены в стадию ликвидации, всем вовремя начата выплата вкладов.
Как известно, при ликвидации банка 20 дней дается комиссии на составление списков, которые они должны переслать в Фонд гарантирования вкладов.
Любой банк, который работает с Фондом, такие списки ведет все время, все отслеживается в дежурном режиме.
Но ликвидкомиссия должна эти списки за 20 дней передать в Фонд, у которого есть один месяц, чтобы с ними поработать.
После этого они проводят тендер, через какие банки будет идти выплата и сразу идет выплата.
В течении 3 месяцев люди могут подойти с паспортом в те банки, которые выплачивают деньги, и получить без проволочек свои депозитные вклады.
После 3 месяцев банки, которые выплачивали эти деньги, возвращают их в Фонд и в течении 3 лет человек может туда обратится, чтобы получить свои вклады.
Со стороны населения к работе Фонда нет никаких вопросов.
Что еще разработало государство? Вы знаете, что в условиях кризиса Фонд имеет два источника – это государство и банки.
У нас банки платят отчисления 0,5% в год от средств на депозитных счетах. НБУ, согласно закону, в этом году по кризисному закону перечислил 2 млрд. средств в Фонд гарантийных вкладов.
Кроме того, в законе есть изменения, что если вдруг Фонду не хватит средств, чтобы выплатить гарантированные вклады, то государство гарантирует выдачу кредита.
Тем ни менее, надо говорить о разделении рисков, потому что об этом население вспоминает только тогда, когда что-то случается.
Как профессионал и как гражданин нашей страны, я хочу сказать, надо очень взвешено относится к тому, куда вы вносите свой вклад.
Первое правило, которое забывает наше население: если предлагается самый большой процент, то это первый показатель, что этот банк или кредитный союз пытается с рынка привлечь срочно средства.
Это должен быть настораживающий сигнал. А у нас часто выбирают самый большой процент, где платят – туда и несут деньги.
Второе правило: если человек имеет большие вклады, больше 150 тысяч, не хочет его разделять на несколько банков, а сделать один, то должен понимать, что риск невозврата остальной части своего депозита он берет на себя.
Единственное, нам банкирам очень хочется, чтобы не было резких изменений в законодательстве и было очень взвешенное отношение политиков к банковской системе.
Потому что если вы смотрите или слушаете передачи из других стран, то по банковской системе очень взвешено печатаются сообщения, ведь очень легко сказать что-то для красного словца, а население, которое не владеет этой информацией, может быстро среагировать и начать панику.
Поэтому у нас одна просьба: очень аккуратно высказываться по банковской системе.
Сергей Яременко: «Опережающие цифры роста вкладов по отношению к активам – это ловушка для банков»
Я хотел подчеркнуть, что мы всегда потопаем в цифрах, а я попытаюсь дать общие оценки процессов, которые происходят в банковской системе.
В частности, по вкладам, базируясь на тех цифрах, которые дает НБУ.
Отсюда видно, что происходит ранее прогнозируемая мной ситуация: рост депозитов довольно высокий на фоне падения объема кредитных ресурсов или активов банков (то есть выданных кредитов в экономику).
Я еще зимой говорил, что первый обвал был в России, когда банки вводили комиссию, при которой вкладчикам становилось невыгодно вкладывать депозит в банк.
Основная функция банков – это кредитование экономики, физических лиц и юридических.
Оно показывает действительные процессы, которые происходят в это время.
Мы говорим о том, что в 2009-2010 году мы наблюдаем снижение объемов активов в банковской системе в экономике. Эти процессы взаимосвязаны.
В 2009 году банки пытались спасти себя как учреждения, поднимая ставки для того, чтобы выйти на показатели доходности, которые они привыкли получать в докризисное время.
И они это сделали за счет огромной ставки по кредитам от 25 до 30% с лишним и недостатка денежного голода, которого мы добились путем сотрудничества по stend-by. То есть, мы боролись с инфляцией, не глядя на процесс, который происходит в экономике.
В данный момент получилось так, что банки уже предоставляют кредиты чуть ли не насильно, упрашивая клиентов взять их.
Но экономика не готова брать эти кредиты, потому что уровень рентабельности и объема производимой продукции не дают возможности возвратить их.
Получается, что мы заходим в очень опасную ситуацию, когда непотребление оборотных средств предприятиями уменьшает количество производимой продукции, спрос падает и это уменьшает объем спроса на рынке, что приводит к ненужности дальнейших кредитов.
Таким образом активы банков будут ухудшаться.
Это имеет прямое отношение к дальнейшей депозитной политике банков.
Заключается она в том, что опережающие цифры роста вкладов по отношению к активам – это ловушка для банков, и они должны выходить из этого.
То есть, они набираются обязательств, готовы выплачивать вам еще какой-то процент, который, по моему мнению, завышен.
И таким образом, не имея возможности их вложить по тому же проценту, они терпят убытки. Такая ситуация не может сохраняться долго.
Какой здесь выход? Первоначально в 2009 году, привлекая средства по любым ставкам не ниже 20%, лишь бы выжить, в экономику сегодня они могут дать кредиты под 5-10%, и это будет правильно.
Но как выполнять свои бывшие обязательства? Отсюда был выход – с помощью регулятора — НБУ необходима перезагрузка банковской системы.
Вплоть до мораториев на дальнейший уход от процентов и получение дешевого ресурса для того, чтобы завести источник возврата – это активы, тут уже экономика. Экономика больше, чем 10% не потянет.
Отсюда я делаю вывод о том, что те проценты, которые предлагают сегодня банки, наверное, наивысшие из тех, что могут быть.
В дальнейшем ставки неизбежно должны падать, причем до тех величин, которые вам покажутся дикими – до 10%, 5%, 2% в гривне и точно также в валюте.
Источника для погашения этих обязательств нет. И опережающий рост обязательств приведет к тому, что банки будут говорить: не надо нам депозитов.
В данной ситуации мы наблюдаем, что по такой цене ресурс банкам не нужен, потому что он не нужен экономике по такой цене.
Это значит, что надо либо отказаться и ждать, пока экономика не запросит этих кредитов, либо снижать процентную ставку.
Это очень серьезная проблема, которую решить в ныне существующих рамках невозможно.
Нынешняя модель банковской системы построена по зарубежной модели, а та строилась на вздутии финансового пузыря.
То есть, на трех постулатах: рост спроса, рост денежной массы и снижение процентной ставки.
Процентная ставка дошла до нуля, рост денежной массы дошел до своих пределов и в то же время спрос уже не продуцируется, поскольку он за эти 30-40 лет базировался на выдаче кредитов населению (кредитовали не только производителя, а и потребителя).
Таким образом через потребителя вышли на закредитованость на 50 лет вперед. Так что вешать новые долги не на кого.
Поэтому та вся промышленность, которая работала на основе этой псевдомассы или повышенного спроса, сегодня терпит кризис, поскольку давать уже кредиты некому, поэтому на сумму невыданных кредитов и изменяется совокупный спрос на продукты потребления.
Совещание G20 и G9 ни к чему не приводят, потому что они не хотят вскрыть истинную причину этого кризиса.
Вспомните 2008 год, когда я призывал власти посмотреть происходящие процессы в банковской системе, когда вклады населения были меньше выданных кредитов, не говоря уже том, что экономика сама по себе, корпоративный сектор оставался без источника для развития.
Таким образом, мы пошли на запад и взяли свои 100 млрд. для того, чтобы кредитовать экономику и совокупный спрос населения – все наши Мерседесы и холодильники…
В марте этого года опять произошел перехлест этих показателей. Теперь выданные кредиты опустились до точки, когда депозиты уже больше кредитов.
То есть, произошло опять соединение этих линий. В данный момент эти линии и останутся в таком замершем состоянии.
Может, линия выданных кредитов будет уменьшаться, потому что никто не будет выдавать кредиты населению в таких сложных условиях потери работы и непрогнозируемых доходов. А другая кривая депозитов остановится, потому что ресурс банковской системе по сути будет не нужен. Это ведет к такому коллапсирующему сценарию.
Не надо пускать ситуацию на самотек, что сейчас происходит. НБУ в то время абсолютно не реагировал и был виновником нашего финансового кризиса.
Сейчас он видит, что эта ситуация углубляется и идет к прогнозируемому концу, и в то же время не делает шагов по перезагрузке или изменению каких-то базовых вещей, которые могли бы переломить ситуацию.
Что касается населения. Во-первых, да, действительно мы видим, что если индивидуум решил положить деньги в банк, то он может сделать это сегодня, потому что большими ставки не будут.
Во-вторых, будет или не будет налог на прибыль с депозита? Мы можем много говорить о том, что это отбивает охоту у населения вкладывать деньги в банки и может лишить их ресурсов.
Но, с другой стороны, а почему класс рантье, который получает доходы от своих денежных сбережений, должен освобождаться от налога?
У нас и так возникла копия западной модели, при которой единственный финансовый сектор всегда требовал устойчивого и завышенного дохода, невзирая ни на какие кризисные явления.
Получается, что в любой сфере производитель банкротится, и мы считаем, что это правильно, но требуем компенсации разницы между процентом, выданным для сельхозпроизводителя, и так называемым рыночным процентом, который сложился, финансовым структурам.
То есть, получается, что мы высасываем последние средства из реального сектора для того, чтобы возместить, даже в условиях кризиса, доходы на уровне прошлогодних финансовых структур. Но это отдельный разговор…
Хотя можно сделать по-другому: не облагать прямо на вклады, а его присовокупить к общим доходам юридического или физического лица. И по совокупному доходу облагать эти средства.
Но так долго продолжаться не будет, потому что автономизация этого финансового рынка по отношению к общим процессам в экономике – это не совсем теоретические вещи. И опираться на тот лозунг, что никто никуда деньги не понесет…
С другой стороны, получая несопоставимый доход по отношению к другим отраслям, он не стремится в банки для того, чтобы получить гарантированный доход, а не идти в реальный сектор, где ты подвержен рискам и где государство не гарантирует устойчивой работы.
Почему-то там банкротство – это обычное явление, а в финансовом секторе мы должны получать только доход.
Вы сказали, что ставки по депозитам будут падать. Когда этого можно ожидать?
Сергей Яременко: Если в кредитном учреждении нет объекта вложения, то зачем ему привлекать средства, по которым надо платить какие-то проценты?
Усмехались некоторые банкиры в январе, когда я им говорил, что надо менять эту политику и устанавливать 5-10% по вкладу.
Через три месяца они это сделали и удивились: никто не ушел, и приняли все, как положено.
Экономическая целесообразность этого финансового сектора придет к тому, что они не будут принимать вклады, но и не будут опускать процент.
Чтобы процент остался таким же, они его будут сохранять, а дальнейшие депозиты не будут принимать.
Антонина Паламарчук: Я не поддерживаю г-на Яременко по некоторым вопросам.
Кредитов требует и экономика, и население, которое хочет покупать квартиры, и производство, но под другой процент.
Да, снижение процентной ставки будет, эта тенденция отмечается, потому что для того, чтобы кредитовать, нужен ресурс.
И я надеюсь, что мы все придем к тому, что сможем с вами взять кредит в банке, как за границей – ипотечный кредит под 3% годовых.
Поэтому население должно понимать, что ситуация такова, что заработать банки могут, кредитуя экономику, экономика требует низких ставок, источников сейчас нам хватает.
И это естественный процесс.
До какого уровня будут снижаться ставки, никто сейчас сказать не может, потому что это зависит от состояния экономики, но резкого снижения не будет.
Я не уверена в том, что банки будут отказываться от депозитов, потому что депозиты будут идти и при низком проценте, а куда вложить средства — экономика найдет.
По введению налога на доходы от депозита.
В данной ситуации правительство действует правильно в том, что собирается вводить этот налог с 2013 года.
Утверждения о том, что давайте введем сейчас, неправильные.
Наше население не имеет исторического опыта работы с банками, который есть за границей. У нас 30% населения вообще не работает с банками.
Каждый человек, который приносить деньги в банк, должен знать, что будет налогообложение доходов.
Но есть вопрос, какой процент и какое будет администрирование. С нашим опытом работы с Налоговой администрирование вызывает наибольшее опасение, потому что если банк начислил проценты, отчислил налог и сообщил ГНАУ, но она не должна знать, сколько человек получил процентов из банка.
Есть большое недоверие к государству, никто не знает, куда попадают его данные, кто их смотрит, куда они пошли и не придут ли к нему завтра «братки».
Поэтому государство должно решить два вопроса: не спешить с вводом налога, определить для начала небольшую процентную ставку и продумать администрирование так, чтобы налоговой не расписывать информацию по каждому депозиту.
Тогда к 2013 году можно спокойно прийти к этой ситуации.
Глава НБУ сказал, что есть все основания для ревальвации гривны. Вы согласны с этим?
Сергей Яременко: У нас уже было два основания для ревальвации.
Первый раз в 2005 году, когда я ушел по этой причине из НБУ, доказывая категорически и взывая ко всем ветвям власти о том, что это предтеча финансового кризиса, который приведет к экономической стагнации, что, по сути, и произошло.
Ревальвация курса с 5,3 до 4,9 в 2005-м собственно и перевернула вектор развития национальной экономики.
На фоне этого и притока огромного ресурса, мы спровоцировали падение национального производства, засилье импорта, так структура экономики изменилась до сегодняшней.
Эти упражнения или эксперименты с курсом, которые роятся только в голове председателя НБУ и не имеют больше никаких экономических оснований, могут стать еще одной причиной структурных изменений в финансовом секторе.
Мы прошляпили кризис 2008 года, когда можно было это дело удержать и не допускать до таких масштабов.
Теперь мы имеем разрушенный финансовый сектор, абсолютно неадекватные ценовые курсовые пропорции и возможность зарождения на этой несбалансированной почве любых кризисов.
Поэтому любое превышение китайского спроса по металлу в течении трех месяцев над нехваткой валюты расценивать как долгосрочное явление – это не просто не профессионализм, а непонимание тех процессов, которые на порядок больше, чем экспорт-импорт-металл.
Мы должны плакать от того, что наши гуру пользуются такими примитивными вещами для анализа макроэкономических процессов, происходящих в нашей стране.