Что такое ИМПОРТ простыми словами. Как правильно импортировать товары в 2022 году в Россию, как платить пошлины и налоги?
-
BINARIUM
Лучший брокер по бинарным опционам! Огромный раздел по обучению! Идеально для новичков! Бесплатный демо-счет! Заберите бонус за регистрацию:
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ:
- Простыми словами о том, что такое импорт. Основные определения и термины на 2022 год
- Как правильно импортировать товары в Россию и страны СНГ в 2019 году?
- Формирование стоимости в бухгалтерском учете
- Согласно пункту 6 ПБУ 5/01, в первоначальную стоимость товаров включаются:
- Формирование стоимости в налоговом учете
- Таможенный импорт
- НДС при импорте
- Объем импорта
- Структура экспорта и импорта России
- Импорт услуг
- Документы, подтверждающие предоставление услуг
- Налогообложение импорта услуг
Простыми словами о том, что такое импорт. Основные определения и термины на 2022 год
Приветствуем постоянных читателей и гостей сайта 50baksov.ru! Импорт – это ввоз на таможенную территорию страны-импортера товаров, услуг или капитала.
Импорт товаров – это ввоз товаров, сырья, технологий, которые будут использованы или реализованы на внутреннем рынке импортера.
Импорт услуг – использование услуг иностранных фирм и специалистов за плату.
Импорт капитала – это зарубежные кредиты и займы, которые вкладываются в развитие национальной экономики.
Отношения по импорту регулируются законодательством стран-импортеров. Импорт – экономическое понятие, наиболее тесно связанное с внешнеполитическими отношениями стран, участвующих в торговом процессе.
Государство-импортер самостоятельно устанавливает ограничения, таможенные тарифы, систему сертификации и лицензирования, но при этом важными критериями являются не только потребительские свойства или иные характеристики, но и межгосударственные отношения стран.
Ограничение импорта
Так как импорт и экспорт являются элементом разделения труда и перераспределения благ на межгосударственном уровне, ввоз товаров, услуг и капитала на территорию страны-импортера четко регламентируются и контролируются государством.
Импорт может быть ограничен по следующим причинам:
1. С целью поддержания местного производителя, для которого расширяется рынок сбыта;
2. С целью обеспечить безопасность на внутреннем рынке в неблагоприятных ситуациях: эпидемии, несоответствие товаров и услуг требуемому уровню качества и безопасности.
3. С целью оказать экономическое давление на страну-экспортера.
Импорт товаров разделяют на два различных вида: импорт товаров и оборудования, полностью готовых к потреблению, и импорт сырья, комплектующих и промежуточной продукции, предназначенных для последующей переработки.
Ввоз товаров на внутренний рынок производится с целью восполнить недостаток этих видов продукции на внутреннем рынке. При этом, импортеры стремятся получать наиболее качественный товар по наименьшей цене. Стоимость импортных товаров складывается из их непосредственной стоимости, суммы страхования, а также стоимости перевозки груза с данным товаром.
Таможенные сборы и пошлины на импорт
Таможенные пошлины рассчитываются, исходя из стоимости товаров, и в зависимости от политики государства в отношении импорта (либеральной или протекционистской), эти пошлины могут быть весьма существенными.
Таможенные сборы могут быть различными. С их помощью государство регулирует объем импортных товаров на внутреннем рынке, их стоимость для конечного потребителя и, следовательно, их конкурентоспособность.
Стремясь поддержать внутреннего производителя, правительство может вводить чрезвычайно высокие пошлины на ввозимые товары, комплектующие и сырье. И наоборот, если государство заинтересовано в постоянном поступлении денег в бюджет от таможенных сборов, оно будет поддерживать размер пошлин на приемлемом уровне, обеспечивая тем самым импортерам выгодные условия для долгосрочного сотрудничества.
Влияние импорта на экономику страны
Импорт может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономику страны-импортера. Чрезмерный импорт, либеральная политика государства и как следствие – высокая конкурентоспособность ввозимых товаров ведут к засилию импорта на внутреннем рынке, куда сложно пробиться собственным производителям.
Однако, при грамотной политике и некоторых ограничениях со стороны государства, присутствие импортных товаров усиливает конкурентную борьбу, ведет к совершенствованию технологии производства и улучшению качества товаров.
Одним из видов импорта является реимпорт – это ввоз ранее вывезенных товаров, не подвергавшихся какой-либо переработке.
Как правильно импортировать товары в Россию и страны СНГ в 2019 году?
Развитие внешнеторговых связей России, интеграция в мировую экономику и либерализация законодательства в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности позволили многим фирмам участвовать в международном экономическом сотрудничестве. Бухгалтерам таких фирм приходится решать не только вопросы бухгалтерского учёта внешнеторговых операций, но и вопросы, связанные с таможенным оформлением импортных товаров.
Как формируется стоимость импортного товара в бухгалтерском и налоговом учете? Какое влияние оказывают на формирование стоимости товаров условия внешнеторгового контракта?
Какова роль торговых терминов ИНКОТЕРМС в бухгалтерском учёте товаров, закупаемых по импорту? Чтобы правильно ориентироваться в ситуациях, связанных с приобретением и реализацией импортных товаров, необходимо знать ответы на эти и другие актуальные вопросы внешнеторговой деятельности.
Формирование стоимости в бухгалтерском учете
Товары являются частью материально-производственных запасов (МПЗ), приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи (п. 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»; утв. приказом Минфина России № 44н).
Импортом товаров называется их ввоз на таможенную территорию России из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Такое определение дано в статье 2 Федерального закона № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Аналогичное определение понятия «импорт товаров» содержится и в новом Федеральном законе № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
Как правило, во внешнеторговых контрактах стоимость товаров указывается в иностранной валюте. Поэтому для целей бухгалтерского учета стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату совершения операции в иностранной валюте.
Датой совершения операции, связанной с импортом товара, является дата перехода права собственности на него от продавца к покупателю (импортеру). Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в приложении к ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (утв. приказом Минфина России № 2н).
На основании ПБУ 3/2000 импортер в момент перехода к нему права собственности на товар ставит его к себе на учет. По общему правилу право собственности у приобретателя вещи возникает с момента ее передачи. К передаче вещи приравнивается передача коносамента или иного товарораспорядительного документа на нее.
Коносамент — это международный транспортный документ, используемый для оформления перевозки товаров морским транспортом (п. 7 ст. 1 Конвенции ООН о морской перевозке грузов).
По сложившейся международной практике момент перехода права собственности на товар связывают с переходом рисков случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю. Поэтому если момент перехода права собственности на приобретаемые товары во внешнеторговом контракте не указан, то таким моментом считается момент перехода рисков на покупателя, который можно определить с помощью положений ИНКОТЕРМС.
ИНКОТЕРМС — это международные правила толкования торговых терминов. В этих правилах сформулированы базисные условия поставок, в том числе определяющие момент перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели товара.
Согласно ИНКОТЕРМС, все термины, определяющие базисные условия поставок разделены на четыре группы таким образом, что каждая последующая, в общем случае, предусматривает уменьшение обязанностей покупателя — импортера.
Первая группа Е представлена одним термином — EXW (с завода), согласно которому покупатель приобретает товар со склада продавца. Таможенную очистку товара как в стране продавца, так и в своей стране берет на себя покупатель. Он же заключает договор перевозки и страхует груз.
Согласно терминам второй группы F — FCA , FAS , FOB , — продавец выполняет свою обязанность путем передачи товара перевозчику, указанному покупателем. Покупатель не берет на себя таможенную очистку товара в стране продавца (за исключением FAS).
Российский покупатель извещает иностранного продавца, кому должен быть передан товар для транспортировки. Покупатель заключает договор перевозки, он же может застраховать груз. Таможенную очистку при ввозе импортного товара на территорию РФ осуществляет покупатель.
Термины третьей группы C — CFR , CIF, CPT, CIP — обозначают, что продавец оплачивает перевозку товаров до пункта назначения, но не принимает на себя риск случайной гибели товаров во время их нахождения в пути. Покупатель страхует груз (за исключением CIF , CIP). Также покупатель осуществляет таможенную очистку товара при ввозе его на территорию РФ.
Четвертая группа D представлена терминами DAF, DES, DEQ, DDU, DDP, согласно которым продавец отвечает за прибытие товаров в согласованный пункт или порт назначения. Продавец несет риск случайной гибели товаров в пути и оплачивает все расходы по их доставке в оговоренный сторонами пункт. Что касается покупателя, то он берет на себя лишь таможенную очистку товара при его ввозе на таможенную территорию РФ (за исключением использования условий поставки DEQ , DDP).
Стоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение. В эти затраты не включаются НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных налоговым законодательством, когда они включаются в первоначальную стоимость товаров).
Согласно пункту 6 ПБУ 5/01, в первоначальную стоимость товаров включаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с контрактом продавцу;
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;
- таможенные пошлины, сборы за таможенное оформление;
- вознаграждение посреднической организации, через которую приобретается товар;
- вознаграждение банку за покупку иностранной валюты для оплаты импортируемого товара;
- не возмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров;
- общехозяйственные и иные аналогичные расходы, если они непосредственно связаны с приобретением товаров, например расходы на командировки по приобретению товаров;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров, в частности расходы по страхованию, а также начисленные до принятия товаров к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, если эти средства привлечены для приобретения этих товаров.
Пунктом 6 ПБУ 5/01 также определено, что фактические затраты на приобретение товаров определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц.
Суммовые разницы возникают, если оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Таким образом, в формировании первоначальной стоимости товаров участвуют суммовые разницы, возникшие до момента принятия товаров к учету.
В организациях, осуществляющих торговую деятельность, транспортные расходы по доставке товаров могут быть учтены на счете 44 «Расходы на продажу». Об этом сказано в инструкции по применению Плана счетов.
Таким образом, торговой организации в своей учетной политике необходимо выбрать порядок формирования покупной стоимости товаров: либо учитывать затраты по доставке товаров в стоимости приобретения товаров, либо включать эти расходы в состав расходов на продажу.
В бухгалтерском учете импортера товары учитываются на счете 41 «Товары». При этом, как определено инструкцией по применению Плана счетов, поступление товаров может быть отражено как с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», так и без использования этого счета.
При признании в бухгалтерском учете выручки от продажи товаров их стоимость списывается со счета 41 в дебет счета 90 «Продажи» субсчет 2 «Себестоимость продаж». Выручка от продажи импортных товаров отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции с кредитом счета 90 субсчет 1 «Выручка».
Формирование стоимости в налоговом учете
В соответствии с требованиями главы 25 НК РФ стоимость имущества, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в рубли по официальному курсу Банка России на дату перехода права собственности на это имущество. В дальнейшем сформированная стоимость имущества, несмотря на изменение курса иностранной валюты, остается прежней.
Поэтому в налоговом учете импортера первоначальная стоимость импортного товара формируется по тем же правилам и в тот же момент, как и в бухгалтерском учете: на дату перехода права собственности на товар и по курсу Банка России на эту дату.
У налогоплательщиков, осуществляющих торговую деятельность, расходы текущего месяца подразделяются на прямые и косвенные.
Согласно статье 320 НК РФ, к прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика-покупателя в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Иными словами, в налоговом учете покупная стоимость товаров — это контрактная цена, уплачиваемая поставщику. Расходы по доставке товаров до склада налогоплательщика — покупателя в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения товаров, являются прямыми расходами, которые подлежат распределению в порядке, изложенном в последних четырех абзацах статьи 320 НК РФ. Согласно этому порядку, сумма прямых (транспортных) расходов, относящаяся к остаткам товаров на складе, распределяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка товаров на начало месяца.
Таким образом, в отличие от правил бухгалтерского учета в первоначальную стоимость импортных товаров для целей налогообложения не включаются также:
- затраты по страхованию товаров (грузов);
- таможенные платежи, уплачиваемые при ввозе импортных товаров на таможенную территорию РФ.
Эти расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, т. е. являются косвенными расходами (п. 2, 3 ст. 263 НК РФ и подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также в первоначальную стоимость импортных товаров в налоговом учете не включаются, например:
- проценты по кредитам или займам, так как сумма процентов по долговым обязательствам любого вида для целей налогообложения включается в состав внереализационных расходов (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ).
- суммовые разницы, поскольку они признаются внереализационными доходами (п. 11.1 ст. 250 НК РФ) либо расходами (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Как видно, часть расходов в налоговом учёте в стоимость импортного товара не включается. Поэтому в большинстве случаев первоначальная стоимость этих товаров в бухгалтерском учёте будет больше, чем их первоначальная стоимость в налоговом учёте. Одновременно с этим расходы, учтённые в налоговом учете, являясь косвенными, учитываются полностью.
Что же касается бухгалтерского учёта, то в случае частичной реализации товара указанные расходы учитываются также частично. Всё это приводит к тому, что прибыль в налоговом учете первоначально меньше, чем в бухгалтерском. В следующих отчетных (налоговых) периодах при реализации остатка товаров прибыль в налоговом учете уже получается больше, чем в бухгалтерском учёте, поскольку стоимость товара в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском.
Это в свою очередь свидетельствует о наличии в бухгалтерском учете организации импортера налогооблагаемой временной разницы. Налогооблагаемая временная разница имеет место тогда, когда в отчетном периоде по какой-либо операции налогооблагаемая прибыль оказывается временно меньше бухгалтерской (п. 12 ПБУ 18/02). Соответственно организация платит в бюджет сумму налога, меньшую, чем величина этого налога, рассчитанная по данным бухгалтерского учета.
И у организации появляется обязательство заплатить налог в большей сумме в следующих отчетных периодах, когда сумма налога в налоговом учете на эту величину превысит налог, рассчитанный исходя из бухгалтерской прибыли. Таким образом, расходы, учитываемые в налоговом учете в отчетном (налоговом) периоде полностью, а в бухгалтерском включаемые в первоначальную стоимость импортного товара, приводят к появлению налогооблагаемой временной разницы.
Если налогооблагаемую временную разницу умножить на ставку налога на прибыль, получим отложенное налоговое обязательство (ОНО) (п. 15 ПБУ 18/02). Согласно Плану счетов, в учете организации — импортера ОНО отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» в корреспонденции со счетом 77 «Отложенные налоговые обязательства».
Таможенный импорт
Импорт (импорт товаров) — покупка субъектами внешнеэкономической деятельности у иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров со ввозом или без ввоза этих товаров на территорию России, включая покупку товаров, предназначенных для собственных нужд организациями и предприятиями России, расположенными за ее границами.
Хотя наиболее современным определением импорта принято считать следующее: импорт — закупка или получение на других законных основаниях от иностранных субъектов хозяйственной деятельности товаров и их ввоз на территорию России, включая получение их представителями любого юридического лица иностранного государства, иностранцем или лицом без гражданства на территории России.
Следует заметить, что ввоз товаров на таможенную территорию России в режиме импорта предусматривает:
1) предоставление таможенному органу документов, которые свидетельствуют основания и условия ввоза товаров на таможенную территорию России;
2) оплату пошлины, таможенных сборов и других налогов и сборов, которыми облагаются товары во время ввоза на таможенную территорию России согласно законодательства и сбор которых наложено на таможенные органы.
Выпуск товаров для внутреннего потребления — таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе.
Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления регулируется следующими документами:
• ТКРФ (§ 1главы 18ТКРФ);
• приказ ФТС России № 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации»;
• приказ ФТС России № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»;
• приказ ФТС России № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом»;
• приказ ГТК России № 395 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме».
Учитывая то, что в большинстве случаев при выпуске товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, имеет место взимание всех основных видов таможенных платежей, можно также выделить:
- Закон РФ «О таможенном тарифе»;
- Налоговый кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ № 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;
- Постановление Правительства РФ № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».
Кроме отмеченного существует ряд документов, предусматривающих дополнительные требования при ввозе на таможенную территорию РФ (в режиме выпуска для внутреннего потребления) отдельных видов товаров, например, оружия, продуктов питания, культурных ценностей и др. Данные требования отнесены к запретам и ограничениям, предусмотренным законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления предусматривает несколько вариантов выпуска товаров.
1. Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории РФ в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом.
Например, в случаях выпуска в свободное обращение:
• иностранных товаров для переработки и (или) продуктов их переработки;
• временно ввезенных товаров;
• товаров, хранящихся на таможенном складе.
2. Условный выпуск товаров, освобожденных от уплаты таможенных пошлин, налогов либо условный выпуск без предоставления необходимых разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также условный выпуск при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей либо при фактическом не поступлении сумм таможенных пошлин, налогов на счет таможенного органа.
Условно выпущенные товары продолжают сохранять статус находящихся под таможенным контролем и рассматриваются как иностранные товары.
Использование таможенного режима выпуска для внутреннего потребления при имеющих место льготах по уплате таможенных платежей, может иметь свои особенности.
Например, при помещении гуманитарной помощи под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления предоставляется полное освобождение от уплаты ввозных таможенных платежей (постановление Правительства РФ № 1335 «Об утверждении Порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации»), при этом запрещается полная либо частичная продажа гуманитарной помощи.
Ограничения предусмотрены и в случае ввоза товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями. В данном примере также заявляется режим выпуска для внутреннего потребления, но в виду предоставления льгот в отношении ввозимых товаров (освобождение от уплаты таможенной пошлины, а для технологического оборудования и налога на добавленную стоимость) применяются требования условного выпуска, связанные с запретом продажи таких товаров.
В случаях, когда условный выпуск товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществлен таможенными органами без представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, такие товары не подлежат передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, то налагается запрет на их использование (эксплуатацию, потребление) в любой форме.
Особенности таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, предусматривают:
1. предварительное декларирование товаров;
2. декларирование товаров различных наименований, содержащихся в одной товарной партии с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России;
3. подачу неполной таможенной декларации;
4. подачу периодической таможенной декларации;
5. выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
НДС при импорте
НДС при ввозе уплачивается таможенным органам (п. 1 ст. 174 Налогового кодекса РФ, ст. 331 Таможенного кодекса РФ).
НДС уплачивается налоговым органам только в случаях, когда товар ввозится из страны, с которой Россия заключила международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления, например, с Республикой Беларусь (п. 1 ст. 152 Налогового кодекса РФ).
НДС на таможне нужно заплатить до или в момент принятия таможенной декларации к таможенному оформлению груза (п. 24 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России № 131). Пока НДС не заплачен, таможня не выпустит товар. При этом необходимо учитывать, что НДС нужно заплатить не позднее 15 дней после того, как товар поступил на таможню (п. 1 ст. 329 Таможенного кодекса РФ).
Основой для начисления НДС является таможенная стоимость импортных товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.
Ставки НДС применяются в зависимости от вида ввозимого товара в соответствии со статьей 164 Налогового кодекса РФ в порядке, определенном Инструкцией о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России № 131 (в редакции Приказов ГТК РФ № 1209, № 221, № 817, № 502, № 1036, Приказов ФТС РФ № 1384, № 465, с изменениями, внесенными Приказом ГТК РФ № 1347).
Под налогообложение подпадают не все ввозимые товары. Товары, при ввозе которых НДС на таможне платить не нужно, перечислены в статье 150Налогового кодекса РФ, например, не облагается НДС ввоз на таможенную территорию России технологического оборудования (в т. ч. комплектующих и запчастей к нему), аналоги которого в России не производятся (п. 7 ст. 150 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, порядок уплаты НДС при ввозе зависит от таможенного режима, под который помещаются товары. При одних режимах НДС нужно платить полностью или частично, при других — платить не нужно вообще (п. 1 ст. 151 НК РФ).
В зависимости от вида ввозимых товаров ставка налога составляет 10 либо 18 процентов (п. 5 ст. 164 Налогового кодекса РФ). НДС начисляется в рублях и округляется до второго знака после запятой (п. 3 ст. 324 Таможенного кодекса РФ, п. 30 Инструкции, утвержденной приказом ГТК России № 131).
Расчет суммы НДС осуществляется по следующим правилам:
Если организация импортирует товары, облагаемые и таможенными пошлинами, и акцизами, то сумма налога рассчитывается по формуле:
НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины + Акцизы х Ставка НДС
Если организация ввозит подакцизные товары, которые освобождены от таможенных пошлин, НДС рассчитывается по формуле:
НДС = Таможенная стоимость товара + Акцизы х Ставка НДС
При импорте товаров, которые облагаются таможенными пошлинами, но освобождены от акцизов, для расчета налога применяется формула:
НДС = Таможенная стоимость товара + Таможенные пошлины х Ставка НДС
Если товар освобожден и от таможенных пошлин, и от акцизов, то формула следующая:
НДС = Таможенная стоимость товара х Ставка НДС
При ввозе в Россию продуктов переработки товаров (если ранее товары были вывезены из России для переработки за границей):
НДС = Стоимость переработки товара х Ставка НДС
По каждой группе товаров (например, подакцизных и не подакцизных, облагаемых или не облагаемых таможенными пошлинами) налог рассчитывается отдельно. Общая сумма НДС к уплате будет равняться сумме налогов, подсчитанных по группам товаров (п. 3 ст. 160 и п. 5 ст. 166 Налогового кодекса РФ).
Если товар ввозится из страны, с которой Россия заключила международный договор об отмене таможенного контроля и таможенного оформления, налоговая база по НДС определяется как сумма (п. 4 ст. 160 Налогового кодекса РФ):
- стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы России;
- подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
Таможенная стоимость заявляется при декларировании товара. Как правило, таможенная стоимость равна цене сделки. Исключения из этого правила установлены п. 2 ст. 19 Закона № 5003-1.
Начисление НДС отражается проводкой:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет Расчеты по НДС — отражен НДС, подлежащий уплате на таможне.
Сумму НДС, уплаченную на таможне, импортер может принять к вычету (п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ).
Объем импорта
Импорт — ввоз в страну заграничных:
- товаров и технологий для реализации на внутреннем рынке или транзита в третьи страны;
- услуг — в форме платного пользования услугами иностранных фирм;
- капитала — в форме предоставления кредитов и займов.
Импорт выступает как результат международного разделения труда, способствует экономии времени и более полному удовлетворению потребностей национальной экономики. Объем импорта зависит от размеров экспортной выручки и валютных резервов страны. Факт импорта фиксируется таможенной статистикой.
Импорт регулируется национальным законодательством, политико-правовыми ограничениями, таможенными тарифами, системой лицензирования и другими нетарифными мерами внешнеэкономического регулирования.
Информация о динамике объемов импорта и экспорта отражается в отчете о внешнеторговом балансе государства.
Внешнеторговый баланс — разница экспорта и импорта товаров. Если экспорт превышает импорт, то образуется положительное сальдо внешнеторгового баланса или внешнеторговый профицит.
Если импорт превышает экспорт, то возникает отрицательное сальдо внешнеторгового баланса или внешнеторговый дефицит. В России экспорт традиционно превышает импорт за счет масштабных экспортных поставок газа, нефти и металлов. Соответственно, сальдо торгового баланса РФ сильно зависимо от мировых цен на данные сырьевые группы товаров.
Баланс экспорта и импорта услуг показывает, что страны не только экспортируют товары, но и предоставляют страховые, транспортные, брокерские, туристические и иные услуги гражданам и фирмам других государств. Одновременно предприятия и граждане этих стран покупают аналогичные услуги у иностранцев.
Структура экспорта и импорта России
Наращивание экспорта является одним из основных факторов развития российской экономики. Россия занимает ведущие позиции в мире по запасам и добыче нефти, газа, железных руд, золота, меди, никеля и других полезных ископаемых. На сегодня структура российского экспорта имеет ярко выраженную сырьевую направленность — на долю минеральных удобрений и металлов приходится около 80% его объема.
Вместе с тем вывоз из России традиционных сырьевых товаров имеет свои пределы, и основная цель российских экономистов состоит в увеличении стоимостного объема российского экспорта и, прежде всего, за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг.
В структуре российского импорта преобладают товары с высокой степенью обработки — продовольственные товары, оборудование, автотранспорт, что отражает бедственное положение отечественных производителей, чья продукция неконкурентоспособна по сравнению с импортной.
В России информацию об объемах экспорта и импорта ежемесячно публикует Минэкономразвития РФ. Оценку объемов экспорта-импорта проводит Минэкомразвития совместно с ГТК РФ. Данные приводятся в процентном соотношении по сравнению с предыдущим месяцем, аналогичным периодом предыдущего года и с периодом, истекшим с начала отчетного года. В этом отчете осуществляется разбивка информации по отдельным странам-контрагентам (СНГ, дальнее зарубежье) и по отраслям.
Импорт услуг
Перечень импортируемых услуг достаточно широк и он может включать в себя консультационные, информационные, аудиторские, финансовые, рекламные услуги, услуги связи, услуги управления, транспортные услуги и целый ряд других услуг.
В статье 2 ныне недействующего Федерального закона №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» содержалось понятие услуги, под которой понималась предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Под импортом понимался, в частности, ввоз работ и услуг на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксировался в момент получения услуг.
Введенный в действие Федеральный закон №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее Закон №164) содержит новое понятие – внешняя торговля услугами.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона №164-ФЗ внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).
Внешняя торговля услугами осуществляется согласно статье 33 Закона №164-ФЗ, в частности, следующими способами:
1. с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
2. на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
3. иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
4. иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.
Поскольку вышеперечисленные способы связаны с оказанием услуг иностранными исполнителями услуг российским заказчикам, то можно вести речь об импорте услуг.
Импорт услуг может быть ограничен путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг.
Запрет и ограничения вводятся на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно статье 34 Закона №164-ФЗ в отношении мер, затрагивающих импорт услуг, иностранным исполнителям услуг и способам, которыми эти услуги оказываются, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным российским исполнителям услуг и услугам, оказываемым ими на территории Российской Федерации.
Режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории Российской Федерации услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг или способами, которыми услуги оказываются.
Тем не менее, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю услугами, если эти меры, в частности, необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, для обеспечения обороны страны и безопасности государства, для выполнения международных обязательств Российской Федерации.
Документы, подтверждающие предоставление услуг
Поскольку результат оказания услуги не имеет материального выражения, ввоз услуги невозможно подтвердить грузовой таможенной декларацией и в этом случае она не оформляется.
Для внешнеторговых контрактов, которыми предусмотрен импорт услуг, не предусмотрено и оформления паспорта импортной сделки. Указанные паспорта оформляются лишь для тех операций, которые предусматривают импорт товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Налогообложение импорта услуг
В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Оказание услуг иностранными лицами, не состоящими на учете в Российской Федерации, в соответствии с налоговым законодательством может создавать объект налогообложения налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль и налогом на доходы.
Возникнет ли объект налогообложения НДС зависит от того, где находится место реализации услуг. Если место реализации услуг находится на территории Российской Федерации, российская организация, являющаяся покупателем услуг, обязана удержать НДС из выручки иностранного поставщика и перечислить сумму НДС в бюджет. Если место реализации услуг находится вне территории Российской Федерации, то оборот по реализации услуг НДС не облагается.
Место реализации услуг определяется в соответствии со статьей 148 НК РФ:
«Статья 148. Место реализации работ (услуг)
1. В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;
2) работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;
3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.