Что такое приватизация простыми словами. Её плюсы и минусы. Актуально для 2022 года для России, Украины, Беларуси
-
BINARIUM
Лучший брокер по бинарным опционам! Огромный раздел по обучению! Идеально для новичков! Бесплатный демо-счет! Заберите бонус за регистрацию:
Простыми словами о том, что такое приватизация и зачем она нужна
Хорошего вам настроения, уважаемые гости проекта 50baksov.ru! Приватизация в широком смысле означает передачу имущества, находящегося в собственности государства, в собственность юридических или физических лиц, т. е. в частную собственность.
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) передача имущества в частную собственность должна осуществляться в порядке, предусмотренном федеральными законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Закон о приватизации регулирует вопросы приватизации специфического имущества, а именно жилищного фонда.
За 14 истекших лет в собственность граждан передано свыше 20 млн квартир, или более 60 % всего государственного и муниципального жилищного фонда России, подлежащего приватизации. Бесплатная приватизация жилья значительно расширяет жилищные права граждан. Они вправе не только проживать в жилом помещении, но и сдавать его внаем, продавать, дарить и т. п.
При этом необходимо иметь в виду, что в гражданском обороте участвуют не только граждане – собственники жилых помещений, но и другие лица: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, а также в ряде случаев иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.
То есть по общему правилу у жилого помещения всегда есть собственник (оно не должно быть бесхозяйным). Для рыночных отношений характерно наличие значительного числа потенциальных продавцов и покупателей, наймодателей и нанимателей и других участников отношений, объектом которых является жилье.
Приватизация жилых помещений – одно из оснований приобретения права собственности. В порядке приватизации собственниками жилых помещений становятся наниматель, члены его семьи (а также бывшие члены семьи), проживающие в жилом помещении по договору социального найма.
Иногда говорят о приватизации кооперативной квартиры. Такая формулировка по отношению к жилым помещениям в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов неправильна, поскольку у членов ЖК и ЖСК право собственности возникает по другому основанию – в связи с полной выплатой паевого взноса (ст. 129 ЖК РФ и ст. 218 ГК РФ).
Принципы, формы и методы приватизации в России в 2021 году
Приватизация означает смену собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам: частным или юридическим лицам, трудовым коллективам.
На базе бывших государственных предприятий возникают частные фирмы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, другие виды коллективных и смешанных предприятий. В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, распоряжения и пользования государственной собственностью.
В широком смысле приватизацию понимают как передачу государственных активов частному сектору, сопровождающуюся коренным перераспределением имеющихся производственных ресурсов, перестройкой существующей институциональной структуры производства, введением новых методов корпоративного управления.
Приватизация — не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во всем обществе.
В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы — управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.
Субъектами приватизации могут быть граждане данной страны, юридические лица, деятельность которых связана с негосударственной собственностью, трудовые коллективы государственных предприятий, иностранные инвесторы. Объектами приватизации являются находящиеся в государственной собственности предприятия, здания, сооружения, оборудование, лицензии, патенты и другие виды государственного имущества.
В то же время в каждой стране существует перечень объектов, не подлежащих приватизации. Как правило, это предприятия оборонного комплекса, объекты, деятельность которых угрожает жизни и здоровью людей; так называемые естественные монополии: железные дороги, системы связи, электростанции и др.
Процесс, противоположный приватизации, называется национализацией. Она представляет собой передачу частной собственности в распоряжение государства. В XX в. наиболее масштабная национализация была проведена в СССР. Государство получило подавляющую часть средств производства и национального богатства. Национализация и приватизация проводятся в разных странах и в настоящее время. Кроме того, в отдельных странах осуществляется реприватизация — возврат национализированной собственности прежним владельцам.
Некоторые страны добиваются успеха в рыночных преобразованиях, не прибегая к массовой смене форм собственности. Для других государств, избравших неолиберальную модель рыночной трансформации, единственно приемлемым вариантом является скорейшая массовая приватизация. Однако необходимо учитывать, что непродуманная быстрая массовая приватизация может привести к негативным экономическим результатам и иметь долговременные отрицательные социально-экономические последствия. Обычно наиболее успешно протекает приватизация мелких объектов в сфере торговли и услуг. Крупные предприятия приватизировать труднее из-за множества экономических и социальных проблем.
Несовершенство законодательной базы и недостаточный контроль со стороны правительства могут привести к такому нежелательному явлению, как стихийная приватизация. В этом случае руководители предприятий за бесценок скупают или просто присваивают государственное имущество. Иногда крупные предприятия дробятся на несколько более мелких, возглавляемых близкими к руководству людьми. Такие случаи вызывают естественное широкое возмущение населения, порождают недоверие к проводимым реформам.
В большинстве стран СНГ приватизация осуществляется на основе следующих принципов:
1) сочетание платного и бесплатного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан страны, а остальная часть продается;
2) право каждого гражданина на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. На практике это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков, ваучеров;
3) дифференциация методов, форм и процедур приватизации. Поскольку приватизируемые объекты отличаются размерами, стоимостью, техническим уровнем и другими признаками, то для них не может быть использован лишь один способ приватизации. Небольшие предприятия, например, могут быть проданы на аукционе, крупные — преобразованы в акционерные общества;
4) предоставление социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Трудовой коллектив может выступать инициатором приватизации своего предприятия. Он имеет первоочередное право выкупа арендуемого им государственного имущества или приобретения акций приватизируемого предприятия;
5) обеспечение гласности процесса приватизации. Это предполагает широкое освещение условий и хода приватизации в средствах массовой информации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации, трудовых коллективов, местных советов народных депутатов в работе комиссий по приватизации; возможность обращения граждан, трудовых коллективов и юридических лиц в государственный арбитраж, суд или другие органы в случаях ущемления их интересов при приватизации;
6) контроль за ходом приватизации со стороны государства.
Формы и методы
Проведение приватизации — сложная социально-экономическая проблема. Перед началом приватизации в обществе обычно возникают острые дискуссионные вопросы, от решения которых зависит не только судьба самой приватизации, но и ход экономических реформ. Например, кто может претендовать на имущество приватизируемых государственных предприятий — все население или только члены трудовых коллективов этих предприятий? Каким способом лучше проводить приватизацию — продавать имущество или бесплатно его раздавать? Можно ли и в каких масштабах допускать к процессу приватизации иностранный капитал?
Практика показывает, что успех приватизации в значительной степени зависит от ее подготовленности, в том числе от создания соответствующей правовой базы. В начале переходного периода при отсутствии более или менее совершенной законодательной базы приватизация зачастую принимает стихийный» а иногда и криминальный характер, В этом случае приватизация может использоваться для «отмывания» преступного капитала и более быстрой передачи дешевого государственного имущества в частные руки. Только со временем, по мере усовершенствования законов, процесс приватизации приобретает упорядоченный управляемый характер.
В настоящее время в большинстве стран с переходной экономикой существуют два основных подхода к проведению приватизации. Первый заключается в бесплатной передаче государственного имущества трудовым коллективам и населению, второй — в его продаже. У каждого подхода есть свои достоинства и недостатки. Создание приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения стран СНГ, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией, создают предпосылки для использования первого варианта.
К его недостаткам можно отнести неравномерное распределение производственных фондов по отраслям и природных ресурсов — по регионам, что создает различные стартовые условия для будущих собственников — трудовых коллективов. Кроме того, бесплатная раздача имущества еще не означает превращения работника в хозяина.
Бесплатная приватизация обычно осуществляется путем выдачи приватизационных ваучеров. Такой подход является наименее конфликтным, так как больше всего отвечает принципам социальной справедливости. В России ваучеры представляют собой ценную бумагу на предъявителя. В Беларуси в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Жилье» и «Имущество».
Это ценные государственные именные бумаги в форме записи на чековом счете в сберегательном банке страны. Такие чеки могут получить только граждане Республики Беларусь на сумму, соответствующую их доле (квоте) в безвозмездно передаваемой государством собственности. Они дают владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и получение дивидендов на эти акции.
Ваучерная приватизация преобладала в Албании, Беларуси, Казахстане, Монголии, России. Она также осуществлялась в Болгарии, Польше и Румынии. Наиболее успешно и быстро из восточноевропейских стран этот способ приватизации был использован в Чехии и Словакии. Такая приватизация позволяет оперативно передать в частные руки наиболее сложные объекты — крупные промышленные предприятия. Бесплатность ваучеров или их зачастую символическая цена вовлекает в процесс приватизации большую часть населения. Однако успех такого способа приватизации в решающей степени зависит от развитости рынка ценных бумаг.
Из стран, проводивших ваучерную приватизацию, финансовые рынки обладали достаточной устойчивостью только в Чехии, Словакии и Словении. В России, Казахстане, Монголии и Беларуси рынки ценных бумаг находятся в неустойчивом или зачаточном состоянии. Следует отметить, что уже к середине 90-х годов в ряде стран ваучерная приватизация из-за недостатков механизма ее реализации потеряла привлекательность для населения. Так, население Польши на референдуме в 1996 г. проголосовало против этого метода и высказалось в поддержку возмездной приватизации.
Второй, часто применяемый способ приватизации — продажа имущества государственных приватизируемых предприятий. Существует несколько вариантов использования данного подхода, так как имущество может продаваться отечественным или иностранным инвесторам, а также трудовому коллективу. Достоинством этого способа является быстрое пополнение казны государства и устранение бюджетного дефицита, укрепление денежного обращения.
Основной недостаток — нехватка средств у населения. Поэтому в данном случае число инвесторов, как и приватизируемых предприятий, крайне ограниченно. Кроме того, предприятия должны быть привлекательными для инвестора, т.е. прибыльными. Количество же таких предприятий в условиях трансформирующейся экономики резко сокращается.
В странах с переходной экономикой приватизируемое имущество различается по размерам, отраслям и территориям, уровню технической вооруженности и другим признакам. Кроме того, разные типы имущества (промышленные предприятия, фермерские хозяйства, недвижимость) требуют отличающихся подходов. Поэтому методы приватизации не могут быть одинаковы. Чаще всего используется продажа на аукционе, по конкурсу, аренда с последующим выкупом трудовым коллективом, акционирование государственных предприятий.
При продаже на аукционе объекты государственной собственности приобретаются по правилам аукционных торгов. Приватизируемое имущество переходит в собственность того покупателя, который предлагает наивысшую цену. Как правило, такой вид приватизации используется, когда не оговариваются специальные условия по дальнейшему использованию приватизируемого объекта. Второй способ платной приватизации — продажа по конкурсу-
Он используется в тех случаях, когда покупатель должен выполнить определенные условия по дальнейшему использованию предприятия. Эти условия могут предусматривать: сохранение или создание новых рабочих мест, проведение определенных природоохранных мероприятий, отказ от изменения в течение определенного времени профиля предприятия, сохранение объектов социальной сферы предприятия и др. Победителем конкурса объявляется покупатель, предложение которого лучше всего соответствует условиям конкурса.
На аукционе и по конкурсу обычно продаются небольшие предприятия, в первую очередь низкорентабельные или убыточные. Эта форма предпочтительна в рамках «малой» приватизации для объектов торговли, общественного питания, сферы услуг, промышленности и строительной индустрии. Преимущества такого способа заключаются в обеспечении одинаковых прав всем потенциальным покупателям.
Конкурсы и особенно аукционы позволяют выявить рыночную цену продаваемых предприятий. Однако значительная их часть (в основном промышленных) реализуется по заниженным ценам, что является существенным недостатком данной формы приватизации.
В отдельных странах (Венгрии, Латвии, Литве, Польше и особенно в России) достаточно широкое распространение получила такая форма приватизации, как передача или льготная продажа государственного имущества работникам приватизируемых предприятий. Несомненным достоинством данного подхода является обеспечение массовости и возможность быстрой передачи в руки трудового коллектива значительного количества государственных предприятий.
К недостаткам относятся, во-первых, существенные различия в стоимости приватизируемого имущества по отраслям и предприятиям, а во-вторых, дифференциация объектов по уровню рентабельности. Поэтому трудовые коллективы разных предприятий оказываются в неодинаковых стартовых условиях. Кроме того, по крайней мере на первом этапе такой приватизации, исключается участие иностранных инвесторов, а также возникают трудности, связанные с отсутствием опыта управления реформированными предприятиями.
Наиболее предпочтительным способом приватизации для трудовых коллективов считается выкуп арендуемого имущества. В этом случае для выкупа можно использовать чистую прибыль и амортизационные отчисления, полученные от использования имущества, приобретенного трудовым коллективом за время аренды. При таком подходе сохраняется трудовой коллектив. Нет необходимости делиться прибылью с другими собственниками.
Преимуществом является и возможность использования разных вариантов выкупа. Он может быть единовременным прямым и в рассрочку. При прямом выкупе в бюджет полностью вносится стоимость выкупаемого государственного имущества. Выкуп в рассрочку используется, когда у трудового коллектива не хватает собственных средств, а кредиты банков нецелесообразны или невыгодны. В этом случае стоимость выкупаемого имущества погашается частями.
Недостатком такого способа является невозможность быстрого повышения эффективности предприятия, так как к участию в приватизации не допускаются другие собственники, способные внести средства для его реконструкции.
Преобразование в акционерное общество является одним из массовых способов приватизации, особенно для крупных предприятий, которые не могут быть приватизированы другими методами. В этом случае создаются закрытые или открытые акционерные общества. Акции выпускаются на сумму переоцененного имущества (уставный фонд) предприятия.
По решению трудового коллектива они могут быть реализованы либо внутри коллектива, когда образуется закрытое акционерное общество, либо частично проданы другим лицам (открытое акционерное общество). Акционирование целесообразно в первую очередь для тех предприятий, которые выпускают конкурентоспособную продукцию, обладают крупными основными производственными фондами, имеют большой экспортный потенциал.
Существуют и другие методы приватизации. Так, эксперты Всемирного банка в постсоциалистических странах выделяют такие способы приватизации, как прямую продажу активов предприятий, выкуп контрольного пакета акций, ликвидацию предприятий, акционирование, создание акционерного государственного предприятия с участием иностранного капитала, безвозмездную передачу имущества муниципальным органам, массовую ваучерную приватизацию. Однако оценить эффективность каждого способа представляется достаточно сложным, так как во всех странах они применяются в том или ином сочетании.
Особым методом передачи государственного имущества в частные руки, как отмечалось, является реприватизация — возвращение собственности прежним владельцам, лишившимся ее в результате национализации. Основными видами реприватизации выступают компенсация стоимости национализированного имущества деньгами или ваучерами и реституция — возврат прежним владельцам или их наследникам самой собственности.
Большое значение имеют сроки проведения реприватизации. Она должна предшествовать приватизации. В противном случае может возникнуть конфликт между старыми и новыми владельцами предприятия. Более успешно и в сравнительно широких масштабах реприватизация была проведена в Болгарии, Венгрии, Словении, Чехии, Хорватии, Эстонии.
Для чего нужно приватизировать имущество?
Слово «приватизация» вошло в лексикон россиян уже довольно давно. Первые решения о передаче предприятий, ранее находившихся в государственной собственности, частным лицам были приняты в 1990 году, то есть еще на позднем этапе перестройки. Однако полноценно процесс приватизации государственного и муниципального имущества начался 2 годами позже — уже после окончательного падения советской власти и распада СССР.
Само понятие приватизации может рассматриваться в 2 смыслах. В узком смысле приватизацией обычно называют процесс бесплатной передачи жилья в собственность граждан (чтобы убедиться, вбейте в любом поисковике слово «приватизация» — и сами увидите, что практически все ссылки будут на сайты, где обсуждается именно передача жилья).
Но если смотреть шире, то приватизация государственного и муниципального имущества только одним жильем не ограничивается. Гражданам или коммерческим организациям могут передаваться нежилые помещения, предприятия, объекты культуры — словом, любое имущество, кроме того, которым по закону может владеть лишь само государство (приватизировать вооружение или боевую технику никто, разумеется, не позволит).
Виды приватизации государственного и муниципального имущества
Из-за такого понимания термина и появляется разница между разными типами приватизации:
- Приватизация жилья — всегда бесплатна (выкуп квартир, принадлежащих муниципалитету или государственным органам, по рыночной цене приватизацией называться не может) и производится только для граждан, проживающих в них.
- Приватизация земли — может быть платной, но допускается и бесплатная для граждан, которые раньше имели участок на основании пожизненного наследуемого или бессрочного владения (на сегодняшний день таких участков практически не осталось).
- Приватизация предприятий и другого имущества — осуществлялась и осуществляется на возмездной основе (хотя зачастую и за символическую плату). При этом в качестве получателей имущества могут быть не только люди, но и организации (к примеру, разнообразные АООТ, АОЗТ и прочие предприятия, возникавшие на базе приватизируемых совхозов и заводов).
Кроме того, по тому, кому принадлежало имущество изначально, можно выделить приватизацию муниципального имущества или государственного. С правовой точки зрения особой разницы между ними нет, единственное серьезное отличие состоит в том, что в отношении муниципальной собственности процесс может дополнительно регулироваться местными нормативными актами. Однако содержание таких актов, по большому счету, в различных регионах и муниципальных округах не слишком отличается друг от друга.
Способы, доступные по законодательству
Нормативными актами предусмотрен ряд способов, которыми имущество передается в частные руки. К ним относятся:
- преобразование предприятия в ООО без акционирования;
- продажа имущества или акций в капитале обществ, принадлежавших государству или муниципалитету, на аукционе;
- конкурсная продажа акций государственных или муниципальных предприятий;
- продажа акций после управления доверенным лицом;
- продажа через биржевые торги;
- продажа с не объявляемой ценой (применяется, если аукцион по какой-то причине не состоялся или был сорван);
- имущественный вклад в создаваемые стратегические акционерные общества (такие как ВГТРК, патронный завод «Вымпел» и т. п.).
Все эти виды приватизации применяются с 2001 года, когда вступил в действие новый закон. Ранее существовали еще такие виды как ваучеры, ЧИФы и т. д. Сейчас они уже представляют собой чисто исторический интерес: к примеру, последние ваучерные фонды прекратили существование еще до 1998 года.
Порядок приватизации муниципального имущества и государственной собственности
- Планирование предстоящей приватизации.
- Принятие и утверждение нормативным актом условий приватизации в данном случае.
- Приватизация.
Как ни странно, одним из самых сложных этапов по закону должен быть первый. Именно на этом этапе муниципальные или государственные органы власти, в чьей собственности находится имущество, должны подробно оценить, что именно они могут передать в частную собственность. Это не так-то просто. Достаточно сказать, что на государственном уровне окончательное решение о приватизации государственной собственности принимает Правительство РФ.
Именно оно утверждает ежегодный перечень предприятий, акций и другого имущества, которое в текущем году должно быть передано в частную собственность. На муниципальном уровне все определяется, разумеется, решением органа местного самоуправления в соответствии с нормами, которые действуют в данном округе.
Способов приватизации не так много, и орган власти выбирает среди них какой-то один. Какой именно, зависит от конкретных обстоятельств.
Существует мнение о том, что вид приватизации определяется порядком, в котором способы записаны в законе (от реорганизации в акционерное общество до продажи акций после доверительного управления), и переходить к следующему можно только тогда, когда предыдущий не сработал. На самом деле это не так: орган власти вправе выбрать любой вид приватизации с самого начала.
Некоторые особенности, нюансы и подводные камни приватизации
Процедуры перехода в частную собственность государственного и муниципального имущества очень схожи, но на муниципальном уровне имеются некоторые отличительные свойства.
Во-первых, наиболее знакомое гражданам оформление в собственность квартир осуществляется обычно как раз на уровне муниципалитета. Жилье, принадлежащее государственным организациям, конечно, существует, однако его не так много. Кроме того, ряд категорий государственных квартир или комнат вообще не подлежат приватизации.
К примеру, квартиры в городках при воинских частях: офицеры там могут жить, в случае инвалидности или выхода на пенсию жилье за ними сохраняется, за членами семьи военного, погибшего при исполнении, квартира остается — но оформить в собственность ее, как правило, нельзя.
Во-вторых, на муниципальном уровне приватизации подвергается обычно имущество меньшей стоимости, чем на государственном. Поэтому здесь чаще практикуется продажа с аукциона.
Наконец, практически все земли сельхозназначения расположены на территории муниципальных сельских округов. Хотя часть таких земель и находится в государственной (в данном случае областной) собственности, существует и муниципальный земельный фонд. Приватизация земель такого фонда производится на основании актов, принятых местной властью.
В остальном процедуры не различаются.
Порядок приватизации в Украине
Порядок приватизации государственного имущества предусматривает:
- опубликование списка объектов, которые подлежат приватизации, в изданиях государственных органов приватизации, местной печати;
- принятие решения о приватизации объекта на основании представленного заявления или исходя из задач Государственной программы приватизации и создание комиссии по приватизации;
- опубликование информации о принятии решения о приватизации объекта;
- проведение аудиторской проверки финансовой отчетности предприятия, которое приватизируется (за исключением объектов малой приватизации);
- проведение в случаях, предусмотренных законодательством, экологического аудита объекта приватизации;
- ( Статью 11 дополнено абзацем шестым согласно Закону N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
- утверждение плана приватизации или плана размещения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, и их реализацию.
Представление заявления и принятие решения о приватизации.
1. Инициатива относительно приватизации может выходить от государственных органов приватизации, а также покупателей, признанных такими соответственно статье 8 этого Закона.
Покупатели единых имущественных комплексов и инвесторы, которые желают приобрести контрольный пакет акций, обязанные вместе с заявлением подать бизнес-план или технико-экономическое обоснование послеприватизационного развития объекта, который включает план занятости работников предприятия, предложение инвестора с указанием максимального размера инвестиции, сроков и порядка ее внесения, а также декларацию о доходах для покупателей — физический лиц.
Заявления о приватизации подаются в государственные органы приватизации по местонахождению объекта, который приватизируется, в письменной форме и в порядке, который устанавливается Фондом государственного имущества Украины.
2. Государственные органы приватизации в продолжение месяца рассматривают заявления и принимают решение относительно приватизации объекта и в пятидневный срок письменно сообщают об этом заявителя, администрацию и трудовой коллектив предприятия, которое приватизируется, а также соответствующий орган исполнительной власти, уполномоченный управлять этим имуществом. В случае отказа в приватизации соответствующий орган приватизации сообщает заявителей о причине отказа.
3. Отказ в приватизации возможен только в случаях, когда:
- лицо, которое подало заявление, не может быть признано покупателем согласно статье 8 этого Закона;
- законодательством установлено ограничение относительно приватизации этого предприятия;
- имущество в установленном порядке включено в перечень объектов (группы объектов), которые не подлежат приватизации;
- объект приватизации находится в заповедной зоне, или расположен в прибрежных защитных полосах морей, речек, озер на расстоянии ближе чем 100 метров от них.
- ( Часть третью статьи 12 дополнено абзацем пятым согласно закона N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004 )
4. С момента принятия решения о приватизации имущества государственного предприятия:
- орган, который осуществляет управление имуществом этого предприятия, передает в установленном порядке функции из управление этим имуществом государственным органам приватизации;
- относительно этого предприятия прекращается действие норм Хозяйственного кодекса Украины ( 436-15 ) в части купли, продажи, передачи, обмена, сдачи в аренду, предоставление безвозмездно, списание имущества, выпуска и приобретение ценных бумаг, предоставление и получение кредитов в размерах, которые превышают среднегодовой уровень таких операций за последние три года с учетом уровня инфляции, а также запрещается передача имущества в ипотеку. Если эти действия необходимы для эффективного функционирования государственного предприятия, имущество которого приватизируется, они осуществляются предприятием с разрешения государственных органов приватизации.
- ( Абзац третий части четвертой статьи 12 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3201-IV ( 3201-15 ) от 15.12.2005 )
Комиссия по приватизации объекта
1. Государственный орган приватизации в продолжение месяца со дня принятия решения о приватизации объекта утверждает состав комиссии по приватизации объекта и устанавливает срок представления проекта плана приватизации. Этот срок не должен превышать двух месяцев со дня утверждения состава комиссии.
2. В состав комиссии входят по принципу одинакового представительства представители хозяйственного общества, созданного членами трудового коллектива предприятия, которое приватизируется, в том числе и от представительного органа трудового коллектива — выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) или другого уполномоченного им органа, другие лица (или их представители), которые подали заявление на приватизацию, представители местных советов, финансовых органов, государственного органа приватизации, центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов Украины или его территориальных органов, Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений, органа, уполномоченного к принятию решения о приватизации управлять соответствующим государственным имуществом, территориальных органов центрального органа исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.
Соответствующие органы и лица обязанные в пятидневный срок с момента получения сообщения о принятии решения относительно создания комиссии делегировать к ее составу своих представителей. Если в указанный срок они не делегировали своих представителей в состав комиссии, государственный орган приватизации имеет право утвердить состав комиссии без представителей этих органов.
( Часть вторая статьи 13 с изменениями, внесенными согласно Законам N 1096-IV ( 1096-15 ) от 10.07.2003, N 1413-IV ( 1413-15 ) от 03.02.2004, N 1863-IV ( 1863-15 ) от 24.06.2004, N 489-V ( 489-16 ) от 19.12.2006, N 107-VI ( 107-17 ) от 28.12.2007 — изменение признано неконституционным согласно Решению Конституционного Суда N 10-рп/2008 ( v010p710-08 ) от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI ( 309-17 ) от 03.06.2008 )
3. Деятельность комиссии регулируется Положением, которое утверждается Фондом государственного имущества Украины.
4. При приватизации законсервированных объектов, объектов незавершенного строительства, имущества ликвидированных предприятий или объектов, которые подлежат приватизации в порядке, определенном Законом Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» ( 2171-12 ), отдельного индивидуально определенного имущества, акций (долей, паев), что принадлежат государству в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, комиссия по приватизации не создается и план приватизации не составляется.
Способы приватизации
1. Приватизация государственного имущества осуществляется путем:
- ( Абзац второй части первой статьи 15 исключено на основании Закона N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 ) продажи объектов приватизации на аукционе, по конкурсу;
- ( Абзац третий части первой статьи 15 с изменениями, внесенными согласно Закону N 1724-III ( 1724-14 ) от 18.05.2000 ) продажи акций (долей, паев), что принадлежат государству в хозяйственных обществах, на аукционе, по конкурсу, на фондовых биржах и другими способами, которые предусматривают общедоступность и конкуренцию покупателей;
- продажи на конкурсной основе единого имущественного комплекса государственного предприятия, которое приватизируется, или контрольного пакета акций открытого акционерного общества при представлении покупателем документов, предусмотренных частью первой статьи 12 этого Закона;
- выкупа имущества государственного предприятия согласно альтернативному плану приватизации.
Неконкурентные способы продажи имущества государственных предприятий применяются относительно объектов, не проданных на аукционе, по конкурсу.
2. Создание коллективных предприятий, хозяйственных обществ, кроме открытых акционерных обществ, в процессе приватизации имущества государственных предприятий (за исключением объектов малой приватизации) не допускается.
3. Приватизация законсервированных объектов и объектов незавершенного строительства, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, гостиничного хозяйства, туристического комплекса осуществляется путем:
- продажи на аукционе, по конкурсу;
- выкупа.
Приватизация указанных объектов осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)» ( 2171-12 ) и Государственной программой приватизации.
По решению органов приватизации законсервированные объекты и объекты незавершенного строительства могут передаваться на условиях соответствующего договора лицам, которые могут быть покупателями соответственно этому Закону, для завершения строительства или вноситься в уставный капитал хозяйственного общества как государственная доля со следующей ее приватизацией в порядке, установленном законодательством Украины.
4. Приватизация имущества небольших государственных предприятий (объектов малой приватизации) осуществляется соответственно Закону Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малую приватизацию)».
5. В случае принятия после истечения срока действия концессионного договора решения о приватизации имущества объекта, который предоставлялся в концессию, у бывшего концессионера возникает право на выкуп этого имущества согласно определенным условиям приватизации, если им в связи с выполнением условий концессионный договор создан (построено) это имущество или осуществлено его улучшение стоимостью не менее чем 25 процентов стоимости имущества на момент приватизации.
(Статью 15 дополнено частью пятой согласно Закону N 1414-IV ( 1414-15 ) от 03.02.2004 )