Должностные обязанности водителя-экспедитора, актуально на 2019-2020 год. Какими навыками и качествами должен обладать экспедитор?

Доброго времени суток, уважаемые читатели проекта 50baksov.ru!

Рабочая инструкция и основные должностные обязанности водителя-экспедитора

На сайтах по поиску работы и в таких же тематических газетах постоянно можно видеть предложения работы, которые встречаются чаще других. Среди бесчисленных менеджеров и продавцов водитель экспедитор мелькает достаточно регулярно.

Почему так: эта профессия так востребована или во многих фирмах просто происходит текучка кадров? Если второй вариант, то почему водители экспедиторы не задерживаются на одном месте?

Попытаемся разобраться со сложившейся ситуацией, когда от современной логистики требуются не только качество на всех этапах и скорость доставки, но и экономически обоснованные затраты.

Востребованность на российском рынке труда

Действительно, среди прочих вакансий водитель экспедитор требуется многим организациям разной формы собственности и некоторые идут при этом с пометкой «срочно». Многие соискатели на такую должность видят только первую часть названия вакансии. Поэтому для многих водителей, привыкших только крутить баранку, кажется непонятным, почему на собеседовании их начинают спрашивать об опыте оформления различных документов и обладают ли они коммуникативными чертами характера.

Такой водитель обязан не только доставлять груз к месту назначения в сохранности и каждый день вести путевой лист, но и: лично принимать участие в приемке на складе груза по расходным накладным; требовать, чтобы вся упаковка была целостной; контролировать правильность укладки груза в машину; сопровождать и наблюдать за грузом с момента получения его на складе до сдачи его адресату; оформлять правильно все документы, подтверждающие отгрузку и прием товара. Это только основные обязанности водителя экспедитора, но в каждой конкретной компании есть свои нюансы.

Существует некоторая текучка, когда водитель, не разобравшись конкретно, что он будет делать на новой работе, уходит уже спустя несколько дней. Происходит это по нескольким причинам: ему не подходит подобный режим работы или считает, что он не способен разобраться с некоторыми существующими в работе бухгалтерскими документами, или же  ему кажется, что работать водителем и грузчиком одновременно это будет ниже его достоинства.

Поэтому нет ничего удивительного, что некоторое время новая работа будет считаться стажировкой, пока человек не освоится и не вникнет в основные положения будущей постоянной работы, а нюансы будут постигаться уже потом постепенно. В начальной стажировке даже для опытного водителя со стажем нет ничего постыдного.

Водитель экспедитор в Москве, в других больших и малых городах России начинает работу практически всегда так. Где же востребован водитель экспедитор? Работа, которая хоть и достаточно трудная, но в то же время нескучная и хорошо оплачивается? Это будут: предприятия — производители; дистрибьюторские фирмы; компании — перевозчики.

Все работодатели должны заключать договор с водителем экспедитором о том, что водитель назначается материально-ответственным лицом. Поэтому, исполнение тех обязанностей, где сказано, что требуется обязательный контроль погрузки товара и правильность его доставки, конечно важны для работодателя, но это, прежде всего, то звено, которое помогает водителям избежать порой тяжелой материальной ответственности, когда им пришлось бы платить за недостачу или испорченный товар.

Предприятия, занимающиеся развозкой продуктов питания по торговым точкам, должны как можно быстрее в специальных машинах доставлять их своим клиентам. Если предприятия не справляются с объемом работ своими силами, то можно встретить объявление, когда требуется  водитель экспедитор с личным автомобилем.

Один день из жизни

Чтобы понять, чем отличается работа водителя экспедитора от просто работы водителем, надо провести один день рядом с таким человеком. Наш герой Алексей П. – возрастом 26 лет, женат, в скором будущем ждет прибавления в семье, раньше ездил в столицу на сезонные заработки. Тяжелая работа водителем экспедитором в Москве ему показалась трудной из-за частых пробок и поэтому постоянных скандалов с клиентами, если не соблюдались сроки поставки.

Он с радостью вернулся домой, когда друг сообщил, что в дистрибьюторскую компанию, где он работает, требуется опытный водитель экспедитор. Фирма N является официальным дистрибьютором по всей области известной торговой марки, продукты питания которой пользуются регулярным спросом практически везде.

Поэтому доставка их нужна не только в торговые центры городов, но и в маленькие деревенские магазинчики. Самая дальняя торговая точка находится от склада на расстоянии 350 км, а всего в клиентской базе активных контрагентов около 1000.

Алексея взяли на постоянную работу уже после нескольких дней стажировки, так как он смог себя проявить как профессионал очень быстро, да и рекомендация с бывшего места работы была положительной вместе с содержательным резюме водителя экспедитора.

Надо еще добавить, что наш водитель был с высшим техническим образованием. Работу по специальности он не смог найти, поэтому и пошел в свое время работать водителем. Сейчас именно то, что человек достаточно образован, помогло ему так быстро освоиться на новом месте. Рабочий день у него начинается в полшестого утра.

Читайте также:  Должностные обязанности инженера ПТО, примеры и образцы инструкций, актуальных на 2019-2020 года. Все нюансы и подробности простыми словами.

Сегодня он должен самостоятельно развести продукты 25 клиентам, как значится в реестре расходных накладных, выписанных на его автомобиль. Все эти клиенты находятся в одном районе, но до этого райцентра расстояние почти 200 км. Когда водитель приезжает на склад, на эстакаде его уже ждут ящики, где разложен товар по отдельности на каждый магазин.

Алексей по накладным сверяет в каждом ящике соответствие товара выписанным накладным, не ленится проверять дату выпуска. Он смотрит, чтобы не попался товар, у которого количество дней со дня выпуска уже составляет одну треть от всего срока реализации, так как знает, что у него опытный приемщик товара в магазине не захочет принять подобную продукцию и ему придется везти ее назад.

Режим работы у всех таких водителей ненормированный, нет четкого графика, но должностная инструкция водителя экспедитора именно этой компании обязывает его быть на первой торговой точке в восемь утра, когда открывается магазин. Каждый сам планирует свою работу, Алексей всегда начинает с самой дальней точки.

Надо отметить, что он смог наладить свою работу несколько в другом режиме, чем было прежде. Руководству эта инициатива понравилась. Водитель смог доказать, что некоторые маршруты требуют некоторых изменений, от этого снижается пробег всех машин, так что фирма начала значительно экономить. Ему, как новенькому дали такой маршрут, который не очень нравился другим водителям коллегам.

А все потому, что в нем было очень много деревенских магазинов, у которых был очень продолжительный обеденный перерыв, вот водителю и приходилось очень часто ждать у магазина продавца. Но наш герой смог так расписать схему движения, что подобная ситуация практически исключалась, а в двух магазинах он смог договориться, что продавцы ради него передвинули даже обеденный перерыв.

Наш водитель всегда бывает в очень чистой и аккуратной одежде, ведь он лицо компании и ему абсолютно неведом тяжелый лексикон, которым часто пользуются дальнобойщики, ведь он общается в основном с женщинами, а с ними надо быть порой даже психологом.

На каждой торговой точке он сдает товар по накладной, если какие-то возникают разногласия, то тут же оформляется акт. Очень важно проследить, чтобы все сопроводительные документы были подписаны и поставлены нужные печати.

В конце рабочего дня вся тара и неотгруженный по разным причинам товар сдаются на склад вместе с документами. Ясно, что от организованности зависит, какой протяженности будет рабочий день. Но привезти продукты ближе к вечеру также нельзя — зачем подводить клиентов?  Поэтому все водители экспедиторы стремятся максимально быстро выполнять свою работу в первой половине дня.

Можно добавить, что наш водитель экспедитор не будет долго работать на этой должности, а все потому, что его  работой заинтересовался руководитель. Наверное, очень скоро Алексей будет работать в отделе логистики.

Ответственный водитель экспедитор нарасхват

Такой быстрый карьерный рост произошел от того, что у этого человека были в наличии все необходимые навыки для подобной работы, и он имел черты характера, нужные для этого: грамотность, образованность; ответственность, аккуратность; честность, порядочность; организованность, собранность; инициативность, напористость; профессионализм, желание узнавать новое; смекалистость; коммуникабельность, вежливость; не подверженность стрессу; отрицательное отношение к алкоголю и наркотикам; быть здоровым, иметь хорошую физическую подготовку.

Возможно, таких идеальных людей не бывает, но именно таким должен быть водитель экспедитор, чтобы его ценили коллеги, руководство, клиенты и чтобы благодаря хорошей работе можно было больше зарабатывать. Такие люди выгодны предприятиям, так как они поддерживают имидж компании, помогают ей развиваться и зарабатывать.

Прежде, чем идти устраиваться на подобную работу, надо очень взвешенно продумать, а по силам ли физическим и умственным она будет вам.  Надо всегда понимать, что хорошие деньги за просто так очень редко платятся.

Сможете ли вы работать в постоянной стрессовой ситуации, тяжело физически, при этом будет ненормированный рабочий день, частые командировки и при этом отвечать собственным рублем за перевозимый товар? Если да, то вы очень легко сможете найти себе работу.

Должностная инструкция

До этого мы говорили только о том, как выглядит работа водителя экспедитора и какими навыками, чертами характера должен обладать претендент на такую должность. Все сложности преодолимы, если порядочен работодатель. Но надо сказать, что не всегда бывает так. Так как водитель экспедитор материально-ответственное лицо, то соответствующий договор должен быть правильно составлен и подписан обеими сторонами.

Также не будет лишним, если должностная водителя экспедитора также будет, правильно оформленная. Не надо считать это просто бюрократическим моментом. Наличие этих документов многим водителям помогло отстоять свое честное имя и даже избежать уголовной ответственности. Не надо ничего подписывать, прежде, чем не прочитаете, что написано в документе.

Пусть вам будет казаться, что вы выглядите глупо, когда вам говорят, что это просто формальность, а вы отказываетесь сразу ставить подпись. Как говорится: береженого Бог бережет. Тогда вам не будут страшны любые ЧП: хищение части груза, грабеж, мошенничество, недостача, повреждение груза и другие неприятности. Пусть это звучит зловеще, но все это может случится в тяжелой работе водителя экспедитора.

Читайте также:  Тайм менеджмент: что это такое простыми словами. Самые эффективные техники, методики, книги и приёмы по управлению рабочим временем.

Но подписать должностную инструкцию надо и потому, что если у вас будет только зарплата водителя, то вы сможете потребовать доплату за работу грузчиком и экспедитором на вполне законном основании. Пусть такие простые рекомендации помогут вам найти действительно хорошую, хотя порой и очень трудную работу.

Ведь профессию водителя экспедитора уж точно не назовешь монотонной, скучной, неинтересной, непрестижной. Работайте, наслаждайтесь результатом в виде хорошей зарплаты. Ни жезла, ни гвоздя вам!

Наличие такого человека в машине логично, поскольку дорога – слишком непредсказуемая стихия, в которой встречаются не только (не дай Бог) ДТП, но и тривиальные пробки типа прошлогодней на трассе Москва-Санкт-Петербург. Любая нештатная ситуация может привести к полной или частичной потере груза, и очень хочется «повесить» ответственность за груз на кого либо, короче найти «стрелочника».

Еще более логичным кажется повесить ответственность за груз на того, кто сидит за «баранкой». Так появилась весьма неоднозначная и противоречивая профессия – водитель экспедитор. Нельзя сказать, что эта профессия появилась лишь сейчас, когда платить кроме заработной платы еще и социальные налоги за тех, кто лишь «стрелочник» при грузе, кажется совершенно неоправданной затратой.

Однако в СССР скучающих дамочек и пенсионеров с накладными в портфеле, сидящих в кресле «правого пилота» было гораздо больше. Особенно охотно берут на такую работу тех, у кого есть собственный автомобиль, а безработному человеку, имеющему простаивающую машину, вроде бы, только этого и надо, тем более что за дополнительную экспедицию платят дополнительные деньги.

Мало кто задумывается о том, что лишняя тысяча водителю экспедитору платится не за виртуальную, а реальную ответственность. Поэтому, прежде соглашаться на заманчивое предложение надо узнать, что делает водитель экспедитор в этой конкретной фирме.

Вполне возможно, что обещанные деньги за экспедиционные услуги и расходы на содержание машины не окупят физических затрат, а получится примерно как в поговорке «дадут ломоть, да за него неделю молоть»

Узнать должностные обязанности водителя экспедитора лучше на две недели раньше, чем на пять минут позднее. Часто бывает, что благополучно доставив груз водитель экспедитор оказывается перед необходимостью его еще и разгрузить. Споры о том, что «такого уговора не было» бесполезны, никакой суд не признает правоту водителя, если отношения с работодателем оформлены не в должной мере.

Идеальное с юридической точки зрения оформление на работу водителем экспедитором выглядит примерно так: Заключение трудового договора о найме на работу, в котором, если водитель берется со своим транспортом, прописывается ответственность работодателя за содержание автомобиля (кстати, ее может и не быть, он вполне может заявить, что заработка вполне достаточно для содержания) и топлива.

Заключение договора о материальной ответственности водителя за перевозимый груз. Водитель экспедитор должен ознакомиться с должностной инструкцией и расписаться об этом ознакомлении. Что встречается в типовой должностной инструкции водителя экспедитора? В таких типовых инструкциях обычно стандартный набор обязанностей, первая из которых – беспрекословное подчинение начальнику.

Вторая по распространенности – обязанность приемки и сдачи груза на склад, а в довесок к ней – проверка целостности упаковки. Если машина с термофургоном, то могут добавить пункт соблюдения правил хранения груза в пути. Вообще это самый сложный пункт, поскольку ситуации в дороге бывают всякие, вполне возможно, что перевозимая из Воронежа в Воркуту картошка в фуре к моменту доставки померзнет.

Отвечать придется водителю. Контроль размещения и укладки груза тоже могут вменить в обязанность водителя, хотя он в этом сам кровно заинтересован, ведь смещение груза опасно не только на море. Конечно же, водитель должен вести и заполнять путевые листы, хотя, если машина своя, то это лишь оправдательный документ для учета трудовой деятельности, это «алиби» что водитель не прогуливал.

Кроме типовых обязанностей могут быть и особенные, которые существуют только в этой организации. Если против типовых ничего сказать нельзя, поскольку это общие правила для всех водителей экспедиторов, то по «особенным» можно и поспорить. Таковыми могут быть требования о безопасности в пути: оставлять машину с грузом на охраняемых стоянках, блокировать двери во время движения, не подбирать попутчиков на дороге.

Вот обязанность проводить погрузочные работы точно относится к особенным требованиям, и совсем не обязательно соглашаться на такие условия. Водителю могут вменить в обязанность оформления всех товарных накладных и актов освидетельствования при порче груза. Такие обязанности не каждому по плечу, да и возиться с бумажками не каждый любит, однако, если грамотность на нужном уровне, то лучше все бумаги оформить своими руками, потом вопросов меньше будет.

Читайте также:  Как найти подработку с ежедневной оплатой в 2019-2020 году. Пошаговая инструкция для чайников от А до Я. Заработать деньги - это легко и просто! Узнайте как именно.

Еще к одним особенным обязанностям относится необходимость выполнения разовых поручений руководителя предприятия. Список особенных обязанностей можно продолжать. Вот что такое водитель экспедитор. В целом профессия сложная, особенно если перевозка грузов осуществляется на дальние расстояния.

Однако при наличии хороших водительских навыков, понимания своей ответственности и юридически грамотного поведения, она не настолько ужасна, чтобы от нее шарахаться, как от неприемлемого предложения. Как правило, доплата за работу экспедитором компенсирует все возможные сложности

ОБРАЗЕЦ: ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ  ВОДИТЕЛЯ — ЭКСПЕДИТОРА

——————————————————————-

(наименование учреждения)

00.00.201_г.  №00

I. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности водителя-экспедитора ____________________________________________________ (далее – «предприятие»).                                                           Название учреждения

1.2. Водитель-экспедитор относится к категории технических исполнителей.

1.3. Лицо, назначаемое на должность водителя-экспедитора должно отвечать следующим требованиям: права категории В, С, стаж вождения от 2 лет.

1.4. Назначение на должность водителя-экспедитора и освобождение от неё осуществляется на основании приказа генерального директора компании.

1.5. Подчиняется водитель-экспедитор непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.

1.6. Если водитель-экспедитор отсутствует, то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.

1.7. Водитель-экспедитор руководствуется в своей деятельности:

— уставом компании;

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— законодательными актами РФ;

— приказами и распоряжениями руководства;

— настоящей должностной инструкцией;

— иными нормативными актами компании.

1.8. Водитель-экспедитор должен знать:

— основные технические характеристики и общее устройство автомобиля;

— правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;

— назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;

— признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;

— порядок проведения технического обслуживания автомобилей;

— порядок приема и сдачи грузов;

— условия перевозки и хранения экспедируемых грузов;

— правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.

II. Должностные обязанности

Водитель-экспедитор исполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Контролирует техническое состояние автомобиля.

2.2. Самостоятельно осуществляет необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).

2.3. Вовремя проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

2.4. Содержит в чистоте двигатель, кузов и салон автомобиля.

2.5. Обеспечивает сохранность груза при транспортировке.

2.6. Оформляет документацию по приему и сдаче грузов.

2.7.Выступает доверенным лицом предприятия при сдаче, приеме и транспортировке груза.

2.8. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.

2.9. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

2.10. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.

2.11. Принимает соответствующие меры по сохранности автомобиля и имущества, которое находится в нем, а именно:

— не оставляет автомобиль без присмотра;

— в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона;

— блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.

2.12. Осуществляет приём товара со складов в соответствии с сопроводительными документами.

2.13. Осуществляет проверку целостности упаковки.

2.14. Контролирует правильность погрузочно-разгрузочных работ, размещение и укладку грузов в автомобиле.

2.15. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

2.16. В конце рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.

III. Права

Водитель-экспедитор имеет право:

3.1. Обращаться к руководству предприятия:

— с требованиями создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании;

— с предложениями по совершенствованию своей работы, а также с предложениями направленными на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.

3.2. Обращаться к пассажирам с требованиями соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).

3.3. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.

3.4. Принимать решения в пределах своей компетенции.

IV. Ответственность

Водитель-экспедитор несет ответственность:

4.1. В случае причинения материального ущерба в пределах, определенных гражданским и трудовым законодательством РФ.

4.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушений в пределах, определенных уголовным, административным и гражданским законодательством РФ.

4.3. В случае ненадлежащего исполнения или неисполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией, в пределах, определённых трудовым законодательством РФ.

Руководитель структурного подразделения:       _____________      __________________

(подпись)         (фамилия, инициалы)                                                                                                                 00.00.201_г.

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил:                                        _____________      __________________

(подпись)          (фамилия, инициалы)

Добавить комментарий